Тема урока: Задачи в два действия.

Цель: создание благоприятных условий для обучения решению задач в два действия (обеспечить усвоение решения задач в два действия).

Задачи: знакомство с составной задачей, ввод понятия «составная задача», развитие логического мышления, психически познавательных процессов, вычислительных навыков в пределах 100 без перехода через десяток, приобщение к чтению, воспитание читательского интереса.

Оборудование: учебник «Математика 2 класс»Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева, рабочие тетради, канцелярские принадлежности, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (бланки с тестовым заданием, карточки с домашним заданием, пазлы, магические квадраты), новогодняя елочка, плакат с изображением хоббита.

Литература:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Примечание

  1. Орг. момент

1 мин

  1. Актуализация ЗУН
  • тесты
  • Проверка д/з
  • Подготовка к восприятию нового материала
  • Анализ простой задачи
  1. Новый материал
  • Объяснение.
  • Анализ составной задачи

Физкультминутка

Закрепление.

  • Анализ задачи

Повторение   изученного раннее.

  • Решение уравнений
  1. Подведение итогов и результатов урока
  1. Орг. конец урока

Приветствие.

Возьмите тестовое задание, ручку с зелёной пастой.

В каждом вопросе три варианта ответа, вы выбираете ВЕРНЫЙ и отмечаете его зелёным цветом. Если правильно решите все задания, то расшифруете слово.

Какое слово получилось у вас?

Ребята, вам знакомо это слово?

Кто такой хоббит?

Вспомним, как выглядят хоббиты и проверим домашнее задание.

Что же у вас получилось?

Фронтальная проверка

Если вы всё сделали правильно, наш хоббит носит синюю шляпу с красным кольцом, чёрный ремень, он одет в жёлтую рубашку, зелёный жилет и курит коричневую трубку.

«У хоббитов толстенькое

брюшко; одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое;

башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие

кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и   на голове.»

Какие имена хоббитов нам знакомы?

Сегодня один из них, а именно Бильбо   Беггинс появится у нас на уроке.

Вместе с Бильбо мы откроем для себя новое, интересное в математике.

Вы, конечно помните, что хоббиты очень любили поесть, их кладовые ломились от изобилия еды. Пили   и ели всласть. Еда по шесть раз в день, было бы, что есть.

  • Хоббитт Бильбо за один день съел 10 конфет, а за второй на 3 конфеты меньше.
  • Сколько конфет съел Хоббит за 2 день?

Ребята, что появилось на экране?

По каким признакам вы определили, что это задача?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос этой задачи?

Какое действие необходимо выполнить?

Ответили на вопрос задачи?

Сколько действий выполнили, решая эту задачу?

Как называется такая задача?

Прочитайте вторую задачу.

Сравните её с первой задачей.

Чем они похожи?

Чем   отличаются?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос второй задачи?

Почему?

Итак, эту задачу решить в одно действие нельзя.

Можем ли мы назвать такую задачу простой?

Как вы думаете, как может называться эта задача.

Обобщает ответы детей:

«Ребята, задачи, которые нельзя решить в одно действие, называются составными».

Может кто-то из Вас уже догадался чему мы будем учиться на этом уроке и попробует сформулировать тему сегодняшнего урока?

Хотите узнать сколько конфет съел Хоббит за два дня?

Тогда нам нужно решить эту задачу.

Откройте свои рабочие тетради.

Напишите слово «Задача».

Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

Почему?

А можем ли мы это узнать?

Какое действие необходимо для этого выполнить?

Что мы узнали, выполняя первое действие?

Ответили на главный вопрос задачи?

Какое действие нам необходимо выполнить?

Что узнали выполняя второе действие?

Мы ответили на вопрос задачи.

Итак, ребята, чем отличается решение составной задачи от простой?

Сами хоббиты   низкорослый народец, примерно в половину

нашего роста и пониже бородатых гномов.

«Карлики-великаны».

Сейчас мы с вами будем превращаться в карликов –великанов. Будьте внимательны.

«Потолок –нос –пол»

Хоббиты, как вы помните, жили в норе   землей. Представьте, что вы оказались в гостях у Бильбо. Нора благоустроенная, но уж   больно тесная, берегите свои головы

Откройте учебники с.87, №3.

О чём говорится в условии задачи?

На какой вопрос нужно ответить?

Приступаем к составлению краткой записи.

Что узнали, выполняя первое действие?

Что узнали вторым действием?

Ответили на вопрос задачи?

Ребята, что-то случилось с нашей ёлочкой. Посмотрим, что за подарок появился под ёлкой?

Достаёт свиток.

Как Вы думаете, что это?

Это телеграмма от Бильбо.

Да, ребята, проворства и ловкости нашему хоббиту не занимать. Бильбо привык исчезать мгновенно и бесшумно, да так наловчился, что многим это может показаться волшебством чуть что – скрылся из глаз, на удивление намИнтересно, что же он там написал вам в своей телеграмме?!

Зачитывает:

«Бильбо Беггинс шлёт ученикам 2 класса свой привет. За гостеприимство сердечная благодарность. Надеюсь на вашу профессиональную помощь в решении неведомых мне заданий».

Что же это за неведомые задания?

Что называется уравнением?

Бильбо не знает, как решать уравнения.

А вы, ребята, знаете, что значит решить уравнение?

А что такое корень уравнения?

Кто хочет помочь Бильбо разобраться в решении уравнений?

Ребята, вы записываете решение одного из уравнений на ваш выбор.

Проверка решения уравнений.

На столах у вас лежат конверты. Достаньте их содержимое: пазлы и магические квадрат.

Правильно заполнив клеточки магического квадрата, вы узнаете что за сокровище помогло Бильбо незаметно исчезнуть с урока?

А теперь, соберите пазлы в соответствие с ключом на магическом квадрате, но в зеркальном отображении.

Бильбо внезапно исчез, видимо на то были причины.

Но он приготовил для вас сюрприз – домашнее задание. Вы его найдёте в своих дневниках на красивых открытках. А как оно туда попало остаётся большим секретом.

Выполняя домашнее задание, вы узнаете возраст Бильбо, чем он любил лакомиться, какое количество продуктов уходило на приготовление его обеда.

Рефлексия.

Если вам урок понравился, было интересно прикрепите магнитик к весёлому смайлику, если скучно, не интересно, тогда к грустному.

Приветствуют гостей.

Выполняют тестовое задание.

Хоббит

Ответы

Задача

Называют структурные компоненты задачи

Условие

Вопрос

Да, можем.

Объясняют выбор действия.

Вычитание, потому что за второй день хоббит съел на 3 конфеты меньше: т.е. столько же, но без трёх.

Один из учеников проговаривает решение.

Повторяют вопрос, формулируют ответ.

Эта задача решается в одно действие.

Это простая задача.

Первое прочтение

Анализируют обе задачи.

Делают вывод, что условия этих задач одинаковые, в вопросы разные.

В первой задаче нужно узнать сколько конфет съел Хоббит за второй день, а во второй задаче – сколько конфет съел Хоббит за два дня, т.е. за первый и второй дни.

Нет.

Мы не знаем, сколько конфет съел Хоббит за второй день.

Нет, потому что одного действия не достаточно для решения этой задачи.

Предлагают варианты для определения названия задач нового вида.

Формулируют тему урока.

Постановца цели урока.

Второе прочтение

Выделяют условие и вопрос задачи.

1 ученик у доски, остальные работают в тетрадях.

Составляют краткую .

1д. – 10 к.               ?к

2д. – ?к., на 3к. <  

Нет.

Мы не знаем, сколько конфет съел Хоббит за второй день.

  1. 10 – 3 =7(к.) – за второй день.

Количество конфет, которые Хоббит съел за второй день.

Читают вопрос, делают вывод, что не ответили на главный вопрос задачи.

Объясняют выбор действия.

  1. 10 + 7 =17(к.) – всего.

Сколько конфет съел Хоббит за 2 дня.

Записывают ответ.

Простая задача решается в одно действие, а составная в несколько.

Выполняют движения:

«Карлики» – присесть, «Великаны» – встать.

Со словами:

потолок – рука показывает на потолок, пол – на пол, нос – касается носа.

Читают задачу самостоятельно.

Повторяют условие.

Повторяют вопрос.

Выбор ключевых слов.

Кексы с изюмом

Кексы   лимонные

Установление количественного соотношения.

Обозначение главного вопроса

Оформляют решение с комментированием.

Сразу ответить на вопрос задачи не можем, потому, что не знаем, сколько лимонных кексов съели гномы.

Чтобы это узнать, нужно к 16 кексам с изюмом   прибавить разницу - 5 кексов.

Оформляют решение:

1). 16 +5=21 (к.) – лимонных.

Сколько съели лимонных кексов.

2). 16+21=37(к.) – всего.

Сколько всего кексов съели гномы.

Да.

Записывают

Ответ : всего 37 кексов съели гномы.

Это послание.

Это уравнения.

Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное число.

Решить уравнение – это значит найти его корень.

Корень уравнения – это значение неизвестного числа.

3   ученика (по одному от каждого ряда )работают у доски.

Остальные решают уравнения в тетрадях.

Каждый из учеников, работающих у доски, объясняет, как он решал своё уравнение. Выбравшие для решения соответствующие уравнения проверяют правильность их решения.

Самостоятельно заполняют магический квадрат.

Собирают пазлы.

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно….

См. приложение 1

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Джон Рональд Руэл Толкин

Приложение2

Презентация

Слайд 3

Презентация

Слайд 4

Решение высвечивается на экране, презентация слайд 4

Презентация

Слайд 4

Слайд 5

Тема урока высвечивается на экране.

Решение составной задачи высвечивается на экране.

Слайд 6

Оценить работу ученика отметкой.

Презентация слайд 7

На чаепитии у Бильбо гномы съели 16 кексов с изюмом, а лимонных кексов на 5 меньше. Сколько кексов съели гномы.

И.

Л.

И. – 16 к.

Л. – ? к., на 5 к. <

 
   

И. – 16 к.                 ?к.

Л. – ? к., на 5 к. <

Желательно параллельно с составлением краткой записи составлять графическую модель.

Оценить работу ученика отметкой.

На елке загорается музыкальная гирлянда.

Презентация

слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Оценить работу учеников отметками.

Слайд13

Проверка

Собранный пазл выводится на экран.

Слайд 14

Слайд 15 –

восстанавливается

исчезновение Бильбо.

Слайд 17

Приложение 1 к уроку «Задачи в два действия»

Число 16 больше числа 5 на ____.

10 - Ф

9   - Б

11 - Х

Если первое слагаемое равно 15, а второе - 13, то сумма равна______.

46 - И

28 - О

82 - Р

Число 30 – это разность чисел 60 и____

80 - О

30 - Б

40 - Л

Сумма чисел 47 и __ равна 79

23 - Ф

32 - Б

42 - Г

Если число 44 увеличить на 10, то получится

45 - А

54 - И

34 - Е

Если уменьшаемое равно ____, а вычитаемое - 22, то разность равна 66.

88 - Т

33 - Ь

44 - Р

Приложение 2 к уроку «Задачи в два действия»