Требования к ведению тетрадей

1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради:

Образец надписи:

     Тетрадь

для творческих работ

по русскому языку

ученика____ класса

средней школы______№___

_______________________

________________________

Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.

3. Соблюдать поля с внешней стороны (4 клеточки, отчеркиваются простым карандашом).

4. В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия в 1 классе, а также во 2–4 классах обозначается время выполнения работы: число – арабской цифрой, название месяца – прописью. В 3–4 классах в тетрадях по русскому языку число записывается прописью.

5. Обозначить номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

6. Соблюдать красную строку.

7. Для учащихся 1–4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

8. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только две клеточки. Между заключительной частью текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике – четыре клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).

9. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, часть слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

10. Подчеркивания выполнять аккуратно карандашом, с применением линейки. Тетради, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы по русскому языку и математике, проверяют после каждого урока у всех учеников.

Все дети пишут шариковой ручкой школьного образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.

Для обучения письму в 1 классе введена тетрадь, разлинованная в две линейки. Для 2–4 классов рекомендована тетрадь в одну линейку.

Упражнения по чистописанию выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Объем работы – 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах.

В классном журнале на странице «Русский язык» фиксируется содержание работы по чистописанию. При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.

Единые требования к проведению морфологического,
фонетического и синтаксического разборов

Фонетический разбор слова

1. Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?

2. Гласные звуки: ударные, безударные. Какими буквами обозначены?

3. Согласные звуки: парные и непарные, глухие и звонкие, твердые и мягкие. Какими буквами обозначены?

4. Количество звуков и букв в слове.

Образец:

морковь – 2 слога, 4 согл., 2 гл.

м – [м] – согл., непарн., зв., тв.

о – [а] – гласн., безударн.

Р – [р] – согл., непарн., зв., тв.

к – [к] – согл., парн., глух., тв.

о – [о] – гласи., ударн.

в – [ф'] – согл., парн., глух., мягк.

ь – ______

7 букв, 6 звуков

Морфологический разбор имени существительного

1. Часть речи.

2. Начальная форма (Им. п., ед. ч.).

3. Постоянные признаки:

– собственное или нарицательное;

– одушевленное или неодушевленное;

– род;

– склонение.

4. Непостоянные признаки:

– падеж;

– число.

5. Роль в предложении.

Пример: Легкий мороз покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., Им. п., ед. ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., В. п., ед. ч., вт. член.

Морфологический разбор имени прилагательного

1. Часть речи.

2. Начальная форма (ед. ч., м. р., Им. п.).

3. Непостоянные признаки:

– число;

– род (только в ед. ч.);

– падеж.

5. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

Из душной (комнаты) – прилаг., душный, ед. ч., ж. р., Род. п., вт. член.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор)

1. Часть речи.

2. Начальная форма.

3. Постоянные признаки:

– вид;

– спряжение.

4. Изменяемые признаки:

– число;

– время;

– лицо (есть только у глаголов в настоящем и будущем времени);

– род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример : Мы уходим все дальше и дальше в лес.

Уходим – глаг., неопр. ф. уходить, 2 спр., мн. ч., наст, вр., 1 лицо, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения

1. Часть речи.

2. Начальная форма (Им. п.).

3. Лицо.

4. Число.

5. Род (только в 3 лице ед. ч.).

6. Падеж.

7. Роль в предложении.

Пример: Пес бежит за ней, ласкаясь.

За ней – местоимение, нач. ф. – она, 3 л., ед. ч., ж. р., Тв. п., вт. член.

Порядок разбора слова по составу

1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.

5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

Разбор предложения

1. Какое предложение по цели высказывания?

2. Какое предложение по интонации?

3. Распространенное оно или нераспространенное?

4. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6. Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

Пример: После теплых дождей в лесу пошли грибы. (Повествоват., невосклиц., распростр.)

Что? Грибы – это подлежащее.

Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое.

От подлежащего вопрос задать нельзя.

Задаем вопрос от сказуемого.

Пошли (где ?) в лесу – это вт. член.

Пошли (когда?) после дождей – это вт. член.

После дождей (каких?) теплых – это вт. член.

Работа над ошибками

По математике

1. Ошибки в ходе решения задачи:

а) прочитай задачу;

б) составь и сделай краткую запись;

в) реши по действиям с пояснениями и ответом.

2. Ошибки в ходе решения уравнения:

а) запиши уравнение;

б) назови компоненты;

в) вспомни правило нахождения неизвестного компонента;

г) реши уравнение верно;

д) придумай и реши похожее уравнение.

3. Сложение и вычитание в пределах 10 и 20:

а) запиши пример верно;

б) повтори таблицу сложения и вычитания в пределах 10 или 20;

в) реши пример по образцу:

1) 3 + 5 = 8                   10 – 4 = 6

5 + 3 = 8              10 – 6 = 4

8 – 3 = 5              4 + 6 = 10

8 – 5 = 3              6 + 4 = 10

2) 8 + 7 = 8 + (2 + 5) = (8 + 2) + 5 = 10 + 5 = 15

16 – 9 = 16 – (6 + 3) = (16 – 6) = 10 – 3 = 7

4. Сложение и вычитание многозначных чисел:

а) повтори таблицу разрядов и классов;

б) запиши пример правильно (разряд под разрядом);

в) повтори таблицы сложения в пределах 10 и 20;

г) реши пример правильно;

д) проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.

Образец:   48                Проверка:   82

   34                          48

     82                          34

5. Таблица умножения и деления:

а) повтори таблицу умножения;

б) запиши пример и реши его верно;

в) запиши все случаи умножения и деления с этими числами;

г) придумай различные примеры на умножение и деление с данным ответом:

1) 18 : 3 = 6                  2) 2 Ч 3 = 6

18 : 6 = 3             42 : 7 = 6

6 Ч 3 = 18            30 : 6 = 5

3 Ч 6 = 18            54 : 9 = 6

6. Внетабличное умножение и деление:

а) запиши пример;

б) разложи одно из чисел на сумму удобных или разрядных слагаемых;

в) реши пример с объяснением;

г) проверь умножение делением или деление умножением.

Образец: 84 : 6 = (60 + 24): 6 = 60 : 6 + 24 : 6 = 10 + 4 = 14

Проверка: 14 × 6 = (10 + 4) Ч 6 = 10 Ч 6 + 4 Ч 6 = 60 + 24 = 84

Образец: 16 × 5 = (10 + 6) Ч 5 + 10 Ч 5 + 6 Ч 5 = 50 + 30 = 80

Проверка: 80 : 5 = (50 + 30) : 5 = 50 : 5 + 30 : 5 = 10 + 6 = 16

7. Деление вида 96 :16:

а) вспомни правило подбора частного;

б) запиши пример и реши его верно;

в) проверь умножением.

Образец: 96 : 16 = 6

Проверка: 16 × 6 = (10 + 6) Ч 6 = 10 Ч 6 + 6 Ч 6 = 60 + 36 = 96

8. Внетабличное умножение и деление:

а) запиши пример верно;

б) вспомни правило умножения или деления в столбик;

в) реши пример;

г) проверь умножение делением или деление умножением.

Образец:

425                      Проверка: 315775‌│425

743                                       2975         743

         1275                                    1827

         1700                                    1700    

         2975                                    1275

     315775                                    1275

             0

9. Ошибки на порядок действий в выражениях со скобками и без скобок:

1) запиши выражение верно;

2) вспомни порядок выполнения действий в выражениях со скобками или без скобок:

а) выполни действия в скобках;

б) выполни действия по порядку: умножение и (или) деление, а потом сложение и (или) вычитание;

в) запиши ответ.

По русскому языку

1. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку. Делай так: Птицы улетели.

2. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: жил, жизнь, машина.

3. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.

4. Пропуск буквы.

Выпиши слово, раздели его на слоги. Делай так: при-леж-ный, при-леж-
ные.

5. Большая буква в именах людей, кличках животных.

Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша.

6. Слова из словаря.

Напиши слово три раза.

Делай так: карандаш, карандаш, карандаш.

7. Ь на конце и в середине слова.

Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, учитель, морковь.

8. Разделительные ъ и ь знаки.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьет, лью, семья; подъезд, объяснил, съемка.

Запомни! Разделительный ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными: е, ё, ю, я.

9. Приставки в словах.

Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, уехал.

Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется слитно.

10. Предлоги со словами.

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома, (какого?) дома, у большого дома.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется раздельно.

11. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.

Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.

12. Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово грамотно. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.

Вспомни правило проверки парных согласных в корне.

13. Непроизносимые согласные в корне.

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный. Напиши проверочное слово.

Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.

14. Ь после шипящих. .

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.);

жечь, печь, стеречь (гл., неопр. ф.);

пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2 л.).

Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределенной формы и 2-го лица после шипящих пишется ь.

15. Правописание слов с шипящим на конце.

Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ., м. р.);

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн. ч., Род. п.);

кипуч, могуч, скрипуч (кратк. прилаг.).

Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имен прилагательных в краткой форме после шипящих ь не пишется.

16. Гласные е и в окончаниях имен существительных.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е и в окончаниях. Делай так: на дороге дорога – сущ., 1 скл., Предл.п.

Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.

17. Гласные е и в окончаниях имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного. Делай так: к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему (м. р., Дат. п.).

Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задается от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые окончания имен прилагательных.

18. Гласные е и в окончаниях глаголов.

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола.

Делай так: пишет писать (I спр.) – е; смотрит смотреть (II спр.) – и (искл.).

Запомни! Гласные е – и в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.

19. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Делай так: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.

20. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

21. Фонетический разбор слов.

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.

22. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.

предл. сущ.           глаг.                 прилаг.             сущ.

Делай так: С   гор   побежали звонкие   ручейки.

23. Разбор по членам предложения.

Выпиши предложение.

Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.

ручейки (какие?) звонкие;

побежали (откуда?) с гор.