Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 134

Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_____  /М.В. Колкова/

Протокол от _____2013 №

СОГЛАСОВАНО

Заместитель руководителя по УВР

_____  /С.Н. Куцева/

31.08.2013

УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____  /М.А.Никифорова/

Приказ от 01.09.2013 № 1/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии для класса 3 класса

на 2013-2014 учебный год

учитель-составитель:

Парамонова Наталья Олеговна

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), составлена на основе авторской рабочей программы по технологии Н. И. Роговцевой, С.В. Анащенковой (УМК «Школа России») (М., Просвещение, 2011 год), авторской программы по информатике Н.В. Матвеевой, М.С. Цветковой (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт обучающимся представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Цель Программы:

приобретение личного опыта как основы познания, приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью, формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи Программы:

ü   формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

ü   формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации предметно-преобразующей деятельности;

ü   общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

ü   формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

ü   развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

ü   развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действий), контроль, коррекция и оценка;

ü   формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

ü   развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

ü   формирование умений искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графически – текст, рисунок, схема; информационно - коммуникативных);

ü   ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

ü   формирования на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  • умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности;
  • первоначальных конструктивно-технологических знаний и технико-технических умений на основе обучения работе с технологической документацией, строго соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
  • творческого потенциала в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Программа адресована: обучающимся третьего класса ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 134 им. С. Дудко.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных обучающимися в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения и информатики.


 

Общая характеристика предмета

Концептуальной особенностью курса технологии в 3 классе является развитие полученного в 1 и 2 классах первоначального опыта практической деятельности и позитивного отношения к труду и людям труда на основе осмысления понятия «городское хозяйство» как комплекса служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально-культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа.

Особенность Программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшими школьниками деятельности человека на земле, воде, в воздухе и информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира.

Другая важная особенность курса – организация на уроке проектной деятельности.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Ещё одной важной особенностью курса является наличие материала, позволяющего обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучающихся становится выполнение изделия в процессе проектной деятельности не только под руководством учителя, но и самостоятельно, а результатом обучения – осмысленное построение алгоритма проектной деятельности, продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, составление плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, определение приёмов работы с материалами, инструментами и приспособлениями при изготовлении изделия, распределения ролей при реализации проекта, непосредственное выполнение работы и, наконец, её презентация, анализ и оценка.

В 3 классе обучающиеся получают возможность выполнить изделие не только под руководством учителя, но и самостоятельно. В каждой изучаемой теме предлагается материал для проведения предпроектного исследования, в ходе которого обучающиеся знакомятся с новыми понятиями, профессиями, технологиями, приёмами работы, наблюдают, проводят эксперименты и т.д.

Сформированные к концу 3 класса технологические навыки выполнения операций при изготовлении конкретных изделий, навыки работы по предложенному или самостоятельно составленному плану, использование и составление последовательности этапов выполнения работы, соблюдение алгоритмов, умение следовать правилам позволяют обучающимся грамотно выстраивать свою деятельность не только при выполнении изделий на уроках технологии, но и активно пользоваться ими в учебной и внеучебной деятельности.

Курс «Технология» для 3 класса построен как экскурсия-путешествие по городу, в котором происходит знакомство обучающихся с предприятиями и строениями, расположенными в городе, профессиями людей, работающих в городе.

Особое внимание в Программе отводится практическим работам, при выполнении которых обучающиеся:

ü  знакомятся с рабочими технологическими операциями - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;

ü  знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

ü  знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;

ü  учатся экономно расходовать материалы;

ü  осваивают проектную деятельность;

ü  учатся преимущественно конструкторской деятельности;

ü  знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.

Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных обучающимися в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения и информатики.

При усвоении содержания предмета «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении предмета «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Предмет «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одного из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека в Программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры обучающихся. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, обучающиеся осваивают эстетику труда.

При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с модулем "Информатика и ИКТ".

Курс информатики в 3 классе имеет комплексный характер. Осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов, о нравственных и этических нормах работы с информацией. Осуществляется практическая пользовательская подготовка – формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка обучающихся к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности. Пропедевтический курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с развивающим обучением.

В 3 классе обучающиеся учатся видеть окружающую действительность с токи зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь обучающихся постепенно вводятся термины информатики. Обучающие изучают устройство компьютера, изучают представление и кодирование информации, её хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Даётся представление о компьютере как системе. Обучающиеся осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приёма/передачи, поиска информации в сети Интернет. Обучающиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией, параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребёнок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В третьем классе на изучение технологии отводится 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Содержание учебного предмета

Как работать с учебником. (1 час)

«Здравствуй, дорогой друг!»

Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Изделие «Схема маршрута «Мой родной город».

Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.

Человек и земля (17 часов)

Архитектура. (1 час)

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.

Изделие «Дом».

Понятия: архитектур, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, рисунок, развёртка, линии чертежа.

Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.

Городские постройки. (1 час)

Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы с плоскогубцами, острогубцами. Объёмная модель телебашни из проволоки.

Изделие «Телебашня».

Понятия: проволока, плоскогубцы, сверло, кусачки, телебашня.

Парк. (1 час)

Природа в городской сфере. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Изделие «Городской парк».

Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.

Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.

Проект «Детская площадка» (1 час)

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).

Изделия: "Качели", "Песочница", "Качалка", "Игровой комплекс".

Понятия: технологическая карта, защита проектов.

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. (2 часа)

Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.

Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды – «вышивка», «монограмма». Правила безопасной работы с иглой. Различные виды швов с использование пяльцев. Техника выполнения стебельчатых и петельных и крестообразных стежков.

Аппликации. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Изделия: "Строчка стебельчатых стежков", "Строчка петельных стежков", "Украшение платочка монограммой", "Украшение фартука".

Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, вышивание, монограмма, шов.

Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.

Практическая работа №1: «Коллекция тканей».

Изготовление тканей. (1 час)

Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основ, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.

Изделие: "Гобелен".

Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.

Профессии: прядильщица, ткач.

Вязание. (1 час)

Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок, спицы. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком.

Изделие: "Воздушные петли".

Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.

Одежда для карнавала. (1 час)

Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.

Изделия: костюм "Кавалер", костюм "Дама".

Понятия: карнавал, крахмал, кулиска.

Бисероплтение. (1 час)

Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера.

Изделия: "Браслетик", "Цветоки", "Подковки"

Понятия: бисер, бисероплетение.

Практическая работа №2: «Кроссворд « Ателье мод».

Кафе. (1 час)

Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов.

Изделие: «Весы»

Понятия: порция, меню.

Профессии: повар, кулинар, официант.

Практическая работа №3: «Тест «Кухонные принадлежности».

Фруктовый завтрак. (1 час)

Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.

Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

Изделия: по выбору учителя.

Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.

Практическая работа № 4: «Таблица, «Стоимость завтрака».

Колпачок-цыплёнок. (1 час)

Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда тёплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.

Понятия: синтепон, сантиметровая лента.

Бутерброды. (1час)

Блюда, не требующие тепловой обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием различных ингредиентов.

Изделия: по выбору учителя «Радуга на шпажке», «Бутерброды».

Салфетница. (1 час)

Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.

Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток».

Понятия: салфетница, сервировка.

Магазин подарков. (1 час)

Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).

Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка. Работа с пластичным материалом.

Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка.

Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.

Изделие: «Брелок».

Упаковка подарков.

Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен. Учёт при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.

Понятия: упаковка, контраст, тональность.

Изделие: «Упаковка подарков».

Автомастерская. (1 час)

Знакомство с историей создания и устройством автомобиля.

Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.

Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.

Профессии: инженер-конструктор, автослесарь.

Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура, грань.

Изделие: «Фургон «Мороженое»

Человек и вода (3 часа)

Мосты. Водный транспорт. (1 час)

Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей – натягивание нитей.

Водный транспорт. Виды водного транспорта.

Проект «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.

Профессии: кораблестроитель.

Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция; верфь, баржа, контргайка.

Изделия: «Мост», «Яхта».

Океанариум. (1час)

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.

Проект «Океанариум»

Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощённого варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов.

Профессия: ихтиолог.

Понятия: мягкая игрушка, океанариум.

Практическая работа №5: «Мягкая игрушка»

Изделие: «Осьминоги и рыбки».

Фонтаны. (1 час)

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Понятия: фонтан, декоративный водоём.

Изделие: «Фонтан»

Практическая работа№6 «Человек и вода».

Человек и воздух (3 часа)

Зоопарк. (1 час)

Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.

Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.

Понятия: бионика, оригами.

Изделие: «Птицы».

Практическая работа №7 «Тест «Условные обозначения техники оригами».

Вертолётная площадка. (1час)

Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессии лётчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом – пробкой.

Воздушный шар. (1 час)

Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники «папье-маше». Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Понятие: папье-маше.

Изделие: «Воздушный шар».

Практическая работа №8: «Человек и воздух».

Человек и информация (3 часа)

Переплётная мастерская. (1 час)

Книгопечатание. Основные этапы. Печатные станки, пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия.

Освоение элементов переплётных работ при изготовлении «Папки достижений».

Профессии: печатник, переплётчик.

Понятия: переплёт.

Изделие: «Переплётные работы».

Почта. (1час)

Способы общения и передачи информацию Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «Бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.

Профессия: почтальон, почтовые служащие.

Понятия: корреспонденция, бланк.

Изделие: «Заполняем бланк».

Кукольный театр. (1 час)

Театр. Кукольный театр. Пальчиковые куклы. Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Изготовление пальчиковых кукол. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Расчёт стоимости изделия.

Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.

Понятия: программа, театр, театр кукол.

Изделие: «Кукольный театр».

МОДУЛЬ "Информатика и ИКТ" 7 часов

Информация, человек и компьютер.

Действия с информацией: получение, представление.

Действия с информацией: хранение и обработка.

Мир объектов: имя, свойство, функции.

Мир объектов: отношения, характеристика.

Компьютер, системы и сети.

Резерв.


 

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Обучающийся научится:

  • воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека – созидателя в различных сферах на земле, в воздухе, на вое, в информационном пространстве;
  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник и др.;
  • бережно относиться к предметам окружающего мира;
  • организовывать самостоятельно рабочее место для выполнения изделия в зависимости от используемых инструментов и материалов;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  • отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, заменять их (с помощью учителя);
  • проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта ( под руководством учителя и самостоятельно);
  • осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе анализа готового изделия, текстового и/или слайдового плана, работы с технологической картой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять понятие «городская инфраструктура»;
  • уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
  • осмыслять значение профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
  • осуществлять коллективную проектную деятельность (под руководством учителя).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы (бумага/картон, текстильные/волокнистые, природные, пластичные, конструктор, металл, бисер, продукты питания) и их свойства, происхождение, применение в жизни;
  • экономно расходовать используемые материалы при получении изделия;
  • выбирать материалы соответствии с заданными критериями;
  • выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
  • изготавливать изделия (плоские и объёмные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
  • выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, с помощью шаблонов, на глаз;
  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона или выкройки;
  • выполнять разметку симметричных деталей;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
  • готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
  • заполнять простейшую техническую документацию – «Технологическую карту»;
  • Выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов (бумага, картон, ткани, нитки, природные, пластичные материалы, конструктор, металл, бисер, продукты питания, растения) в зависимости от их свойств;
  • использовать инструменты, необходимые для вычерчивания, рисования заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
  • чертить прямые линии по линейке и намеченные по точкам;
  • вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
  • выполнять эскиз и технический рисунок;
  • применять масштабирование при выполнении чертежа;
  • уметь читать простейшие чертежи;
  • анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
  • применять приёмы безопасной работы с инструментами;
  • использовать правила и способы работы шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, пяльцами(вышивание), ножом (разрезание), циркулем, гаечным и накидным ключами;
  • объяснить правила безопасной работы при работе с материалами (яичной скорлупой, металлизированной бумагой и др.);
  • осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пяльцами;
  • осваивать правила работы с новыми инструментами;
  • осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
  • соблюдать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
  • при сборке и отделке изделий использовать приёмы: окантовка картоном, крепление кнопками, склеивание объёмных фигур из развёрток, соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев, скручивание мягкой проволоки, соединение с помощью ниток, клея, скотча;
  • понимать значение клапанов при склеивании развёртки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объёмные) по готовому образцу;
  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
  • осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту и профессиональной деятельности;
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
  • подбирать наиболее подходящий материал для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
  • частично изменять свойства конструкции изделия;
  • выполнять изделие, используя разные материалы;
  • повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
  • анализировать текстовый и слайдовый планы изготовления изделия; составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать конструкции реальных объектов и конструкции изделия;
  • соотносить объёмную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развёртки;
  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Практика работы на компьютере

Обучающийся научится:

  • использовать при защите проекта информацию, представленную в учебнике в разных формах;
  • воспринимать книгу как источник информации;
  • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
  • выполнять преобразования информации, в том числе переводить текстовую информацию в табличную форму;
  • самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
  • использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
  • различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
  • находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • переводить информацию из одного вида в другой;
  • создавать простейшие информационные объекты;
  • использовать возможности Интернета для поиска информации.

Проектная деятельность

Обучающийся научится:

  • составлять план последовательного выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
  • определять этапы проектной деятельности;
  • определять задачи каждого этапа проектной деятельности (под руководством учителя и самостоятельно);
  • распределять роли при выполнении изделия и/или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей (под руководством учителя);
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
  • прогнозировать последовательность выполнения изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • объяснять понятие «стоимость изделия» и его значение в практической и производственной деятельности;
  • выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
  • распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
  • проводит оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
  • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные УУД

У обучающихся будут сформированы умения:

  • следовать определённым правилам при выполнении изделия;
  • дополнять слайдовый и/или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами ( с помощью учителя и/или самостоятельно);
  • выбирать средства для выполнения изделия и проекта (под руководством учителя);
  • корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
  • проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи одноклассников;
  • вносить необходимые изменения в свои и действия на основе принятых правил;
  • действовать в соответствии с определённой ролью;
  • прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования умений:

  • работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, определять задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
  • ставить новые задачи при изменении условий деятельности (под руководством учителя);
  • выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
  • прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
  • оценивать качество своей работы.


Особенности организации контроля


 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

УМК для обучающихся:

  1. Технология. 3 класс Учебник для общеобразовательных. – М.: Просвещение, 2012.

Дополнительно:

УМК для учителя:

  1. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н.В.Шипилова, Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.

Материально-техническое обеспечение

  1. Мультимедийный проектор.
  2. Экспозиционны экран.
  3. Магнитная доска.
  4. Персональный компьютер.

Электронные образовательные ресурсы, соответствующие теме. (Единая коллекция образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/)