РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Подвижные игры»

(спортивно-оздоровительное направление)

для детей младшего школьного возраста (6,5 –11 лет)

Срок реализации: 4 года

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» (далее – Программа) реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована обучающимся 1-4 классов.

Цель данной Программы:

-          формировать культуру здорового образа жизни обучающихся, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны,

-          донести до обучающихся национальный колорит обычаев народов России с помощью игр;

-          удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.

Задачи Программы:

-          укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;

-          развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;

-          развитие сообразительности, творческого воображения;

-          развитие коммуникативных умений;

-          воспитание внимания, культуры поведения;

-          создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;

-          обучение умению работать индивидуально и в группе,

-          развитие природных задатков и способностей обучающихся;

-          развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

-          развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Актуальность Программы состоит в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.

Образовательный процесс в образовательном учреждении (организации) постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.

У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.

Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.

В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Новизна Программы заключается в том, что игровые формы, связанные с физическим компонентом совмещаются со знакомством обучающихся с национальным колоритом народов России, позволяют решить целый комплекс вопросов в работе с детьми, удовлетворить их потребность в движении, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные, творческие способности. Эмоциональный подъем во время игры создаёт у детей повышенный тонус всего организма. В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры широко применяются подвижные игры и эстафеты. Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху. Данные игры проводятся как на свежем воздухе, так и в спортзале.


 

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
  • Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
  • Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

 

Содержание Программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.

Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.

Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В Программу вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Ценностными ориентирами содержания данной Программы являются:

-          формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-          формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,

-          развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

-          привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках спортивно-оздоровительного направления, всего 165 часов. Из них – 33 часа (первый год обучения) в 1 классе и по 34 часа – (второй – четвёртый года обучения) во 2-4 классах.

Тематическое планирование

Разделы Количество часов в год
Первый год обучения Второй год обучения Третий год обучения Четвёртый год обучения
Русские народные игры 8 11 11 19
Подвижные игры 17 8 0 0
Эстафеты 8 8 6 8
Игры народов России 0 7 17 34
ИТОГО 33 34 34 34

Основное содержание курса внеурочной деятельности

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  1. 2.Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.

 

  1. Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Разделы Программы:

№ п/п Название раздела Сроки усвоения программных разделов/года обучения Цель
-        Русские народные игры 1-4 Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности обучающихся, координацию движений, силу и ловкость, воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
-        Подвижные игры 1-2 Совершенствовать координацию движений, развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе, воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
-        Эстафеты 1-4 Познакомить с правилами эстафет, развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения, воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
-        Игры народов России 2-4 Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России, развивать силу, ловкость и физические способности, воспитывать толерантность при общении в коллективе.

Такое распределение изучения игр позволяет педагогу следовать от простого к сложному, а обучающимся - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.

Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении.

Для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.


 

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение обучающимися Программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» формируются следующие УУД:

*                    личностные УУД

оцениватьпоступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

выражать свои эмоции;

пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

*                    метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

-        определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

-        проговаривать последовательность действий во время занятия;

-        учиться работать по определенному алгоритму

Познавательные УУД:

-        умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

-        планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-        постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-        разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-        управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

-        формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения Программы

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения Программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «Портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, различные игры,

школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.


 

Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

         Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек).


п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
                                             Основная литература для педагога
1.1 Стандарт начального общего образования по физической культуре Д
1.2 Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.) Д
1.3 Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник. Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. Ф
1.4 Рабочая программа по физической культуре Д
Дополнительная литература для педагога
2.1 О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. Д
2.2 Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г. Д
2.3 Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г. Д
2.4 Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2002 Д
3 Дополнительная литература для обучающихся  
3.1 Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 – 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. Ф
Учебно-практическое оборудование
4.1 Бревно гимнастическое напольное П
4.2 Козел гимнастический П
4.3 Канат для лазанья П
4.4 Перекладина гимнастическая (пристеночная) П
4.5 Стенка гимнастическая П
4.6 Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) П
4.7 Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) П
4.8 Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные К
4.9 Палка гимнастическая К
4.10 Скакалка детская К
4.11 Мат гимнастический П
4.12 Гимнастический подкидной мостик Д
4.13 Кегли К
4.14 Обруч детский Д
4.15 Рулетка измерительная К
4.16 Набор инструментов для подготовки прыжковых ям Д
4.17 Лыжи детские (с креплениями и палками) П
4.18 Щит баскетбольный тренировочный Д
4.19 Сетка волейбольная Д
4.20 Аптечка Д


 

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

 

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

  Гуси-лебеди 1  
  У медведя во бору 1  
  Филин и пташки 1  
  Палочка- выручалочка 1  
  Блуждающий мяч 1  
  Классики 1  
  Ловишка в кругу 1  
  Пчелки и ласточки 1  
  К своим флажкам 1  
  Кот идет 1  
  Северный и южный ветер 1  
  Соревнования скороходов 1  
  Колдунчики 1  
  Аисты 1  
  Пчелы и медведи 1  
  Хитрая лиса 1  
  Ловишки с приседаниями 1  
  Переправа с досками 1  
  Туннель 1  
  Собери урожай 1  
  На погрузке арбузов 1  
  Принеси мяч 1  
  Успей перебежать 1  
  С мячом 1  
  Весёлые старты 1  
  Совушка 1  
  Мышеловка 1  
  Пустое место 1  
  Карусель 1  
  Кто быстрее? 1  
  Конники-спортсмены 1  
  Лягушата и цыплята 1  
  Карлики и великаны 1  
Итого 33 часа

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»

Второй год обучения

2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

  Русская народная игра «Жмурки» 1  
  Русская народная игра «Кот и мышь» 1  
  Русская народная игра «Горелки» 1  
  Русская народная игра «Салки» 1  
  Русская народная игра «Пятнашки» 1  
  Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1  
  Русская народная игра «Фанты» 1  
  Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» 1  
  Русская народная игра «Волк» 1  
  Русская народная игра «Птицелов» 1  
  Подвижная игра «Совушка» 1  
  Подвижная игра «Мышеловка» 1  
  Подвижная игра «Пустое место» 1  
  Подвижная игра «Карусель» 1  
  Подвижная игра «Кто быстрее?» 1  
  Подвижная игра «Конники-спортсмены» 1  
  Подвижная игра «Лягушата и цыплята» 1  
  Подвижная игра «Карлики и великаны» 1  
  Эстафета «Передача мяча» 1  
  Эстафета «С мячом» 1  
  Эстафета зверей 1  
  Эстафета «Быстрые и ловкие» 1  
  Эстафета «Вызов номеров» 1  
  Эстафета по кругу 1  
  Эстафета с обручем 1  
  Эстафета со скакалкой 1  
  Русская народная игра «Гори, гори ясно!» 1  
  Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1  
  Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1  
  Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1  
  Марийская народная игра «Катание мяча» 1  
  Татарская народная игра «Серый волк» 1  
  Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1  
  Чувашская игра «Рыбки 1  
ИТОГО 34 часа


Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»

Третий год обучения

3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

  Тема занятия Кол-во часов Дата
  Русская народная игра «Краски» 1  
  Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1  
  Русская народная игра «Ляпка» 1  
  Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1  
  Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1  
  Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1  
  Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» 1  
  Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» 1  
  Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» 1  
  Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» 1  
  Марийская народная игра «Катание мяча» 1  
  Татарская народная игра «Серый волк» 1  
  Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1  
  Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» 1  
  Чечено-ингушская игра «Чиж» 1  
  Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» 1  
  Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» 1  
  Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» 1  
  Чувашская игра «Рыбки» 1  
  Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» 1  
  Эстафета «Вызов номеров» 1  
  Эстафета по кругу 1  
  Эстафета с обручем 1  
  Эстафета с мячом 1  
  Эстафета «Быстрые и ловкие» 1  
  Эстафета «Встречная» 1  
  Русская народная игра «Салки» 1  
  Русская народная игра «Пятнашки» 1  
  Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1  
  Русская народная игра «Фанты» 1  
  Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» 1  
  Русская народная игра «Волк» 1  
  Русская народная игра «Птицелов» 1  
  Русская народная игра «Горелки» 1  
ИТОГО 34 часа

п/п

Тема занятия Кол-во часов Дата
1 Русская народная игра «Жмурки» 1  
2 Русская народная игра «Кот и мышь» 1  
3 Русская народная игра «Горелки» 1  
4 Русская народная игра «Салки» 1  
5 Русская народная игра «Пятнашки» 1  
6 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1  
7 Русская народная игра «Фанты» 1  
8 Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» 1  
9 Русская народная игра «Волк» 1  
10 Русская народная игра «Птицелов» 1  
11 Русская народная игра «Гори, гори ясно!» 1  
12 Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» 1  
13 Бурятская народная игра «Ищем палочку» 1  
14 Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» 1  
15 Марийская народная игра «Катание мяча» 1  
16 Татарская народная игра «Серый волк» 1  
17 Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» 1  
18 Чувашская игра «Рыбки 1  
19 Эстафета «Передача мяча» 1  
20 Эстафета со скакалкой 1  
21 Эстафета «С мячом» 1  
22 Эстафета зверей 1  
23 Эстафета «Быстрые и ловкие» 1  
24 Эстафета «Вызов номеров» 1  
25 Эстафета по кругу 1  
26 Эстафета с обручем 1  
27 Русская народная игра «Салки» 1  
28 Русская народная игра «Пятнашки» 1  
29 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1  
30 Русская народная игра «Краски» 1  
31 Русская народная игра «Гори, гори ясно» 1  
32 Русская народная игра «Третий лишний» 1  
33 Русская народная игра «Пятнашки» 1  
34 Русская народная игра «Охотники и зайцы» 1  
ИТОГО 34 часа

Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности
«Подвижные игры»

Четвёртый год обучения

4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)