РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Палитра красок»

(общекультурное направление)

для детей младшего школьного возраста (6,5 – 11лет)

Срок реализации: 4 года.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Палитра детства» (далее – Программа) реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована обучающимся 1-4 классов.

Цель данной Программы: формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства, техники модульного оригами и элементарными приемами техники квилинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи Программы:

 

Обучающие:

-        закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы способствовать их систематизации;

-        знакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;

-        знакомить   обучающихся   с   основными   понятиями   и   базовыми формами модульного оригами и квилинга;

-        обучать различным приемам работы с бумагой;

-        формировать умения следовать устным инструкциям;

-        знакомить   обучающихся с   основными   геометрическими   понятиями:   круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

-        обогащать словарь обучающихся специальными терминами;

-        совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами   и   приспособлениями   при   обработке различных материалов;

-        приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

 

Развивающие:

-        пробуждать   любознательность   в   области   народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

-        развивать   смекалку,   изобретательность   и   устойчивый   интерес   к творчеству художника, дизайнера;

-        развивать     внимание,     память,   логическое     и пространственное воображения;

-        развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии обучающихся;

-        развивать у обучающихся способность работать руками, приучать к точным движениям   пальцев,   совершенствовать   мелкую   моторику   рук, развивать глазомер;

-        развивать пространственное воображение.

 

Воспитывающие:

-        осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание обучающихся;

-        воспитывать   в   детях   любовь   к   своей   Родине,   к   традиционному народному искусству;

-        добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

-        формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки, учить   аккуратности,   умению   бережно   и   экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

-        способствовать       созданию       игровых       ситуаций,   расширять коммуникативные способности детей.

 

Актуальность Программы

Программа предполагает развитие у обучающихся художественного вкуса и творческих способностей, раскрытие художественного образа вещи, основы художественного изображения, символики орнамента,   связи   народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями, одновременно осуществляется развитие   творческого   опыта обучающихся   в   процессе   собственной художественно-творческой активности.

Практическая значимость Программы

Программа вводит обучающихся в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес обучающихся к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию особой культурной деятельности в детском объединении, что обеспечивает обучающемуся возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
  • Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
  • Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

 

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Палитра красок»

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по Программе обучающиеся постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

 

Реализация Программы основана на следующих принципах:

-       приоритет     интересов     каждого     обучающегося     и     учет     его интеллектуальных и психофизических особенностей;

-       непрерывность образования (обучение, развитие, воспитание);

-       обеспечение   комфортной   эмоциональной   среды   и   развивающего общения.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 6,5 до 11 лет.

Для успешной реализации Программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

1. Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, метод примера.

2. Наглядные методы: использование подлинных вещей; просмотр фотографий, поделок, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

3. Практические методы: ролевые игры; изготовление предметов
(открыток, поделок, украшений); выполнение рисунков; экскурсии на
выставки.

  1. 4. Методы стимулирования и мотивации:формирование опыта эмоционально-ценностных отношений у обучающихся; интереса к деятельности и позитивному поведению (соревнования, познавательные и ролевые игры, выставки и персональные выставки); долга и ответственности (учить проявлять упорство и настойчивость, предъявлять конкретные требования, разъяснять положительное в получении знаний).
  2. 5. Методы контроля:теоретические и практические задания, тестирование, самоконтроль, ролевые игры.
    1. 6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

-        эмоциональные:     ситуации     успеха,     поощрение     и   порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью

-        волевые: предъявление   образовательных   требований, формирование ответственного отношения к получению знаний; информирование о прогнозируемых результатах образования.

Для реализации Программы необходимы следующие комплексы:

  1. 1. Методические комплексы, состоящие: из информационного материала и конспектов; сообщений по темам программ; технологических и инструкционных карт; фотоальбомов с изделиями воспитанников; методических разработок и планов конспектов занятий; методических указаний и рекомендаций к практическим занятиям.
  2. 2. Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты, вопросники, контрольные упражнения; схемы и алгоритмы заданий, деловые и развивающие игры.
  3. 3. Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, психологические игры, кроссворды.
    1. 4. Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные).
  4. 5. Зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы.
    1. 6. Литературный ряд: стихи, легенды, сказки, высказывания.
  5. 7. Музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию способностей и творческой атмосферы.

8.  Техническое и материальное оснащение.

Оборудование: демонстрационный комплект инструментов для квилинга, инструменты для работы по росписи болванки матрешки, индивидуальные клеенки для стола, видеомагнитофон, музыкальный центр.

Приспособления: Скотч двусторонний, зажим, штемпельные подушечки, гребень с тонкими зубцами

Инструменты: ножницы с прямыми и закругленными лезвиями шило, кусачки, иголки, пинцеты, кисти (по количеству обучающихся)

Материалы: бумага, гофрированный картон, краски, калька, проволока, материал для основы (бумага, картон различной фактуры), наждачная бумага, грунтовка, лак, элементы декора.

Структура реализуемых этапов

Этапы обучения Содержание Ключевая педагогическая идея

1-й год обучения

«Путешествие с красками»

Знакомство с красками, расположение в цветовом круге, холодные, теплые цвета Выявление творческих способностей, поддержание интереса к данному виду деятельности

2-й год обучения

«Модульное оригами»

Ознакомление с новыми технологиями, усовершенствование и закрепление ЗУН Освоение системы учебно-творческой деятельности

3-й год обучения

«Нарядные матрёшки»

Изучение национальных традиций, ремесел, создание классической и современной матрешки Пробуждение интереса обучающихся к процессу творческой деятельности

4-й год обучения

«Бумажная филигрань»

Знакомство с основными геометрическими понятиями и базовыми формами квилинга, самостоятельная разработка выполнения творческих работ, участие в творческих выставках школы Формирование саморазвития личности

 


 

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности общекультурное направление рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках общеинтеллектуального направления, всего 165 часов. Из них – 33 часа в (первый год обучения) 1 классе и по 34 часа – (второй – четвёртый года обучения) во 2-4 классах.

 

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Первый год обучения

1.    Знакомство с красками

Теория. Введение в программу. Инструменты. Оборудование. Приемы работы с различными инструментами. Какие существуют краски. Знакомство с главными цветами, монохромными, цветовым кругом, расположение цветов в круге. Теплые и холодные цвета. Палитра. Практика. Работа гуашью: рисование «чистыми» цветами прямо из баночки, смешивание цветов на палитре (составные цвета), выполнение монохромных работ (белой краской на черном фоне и наоборот). Получение зеленой теплой краски и холодной, составление цветового круга

2.    Путешествие в Холодную страну.

Теория.Выразительные средства рисования: цвет и форма. Композиция рисунка, эскиз. Знакомство с техникой пунктирования. Вырезание трафаретов. Техника штампирования (с помощью губки). Приемы коллективной работы.

Практика. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Холодной страны (ломаные, треугольники, кристаллы). Выбор палитры для цветового решения страны. Создание цветов Ледяного поля с помощью выбранных средств выразительности. Коллективная работа в разной технике «Лес холодной страны (аппликация, рисование, штампирование)

3.    Путешествие в Тёплую страну.

Теория.Знакомство с оттенками теплых цветов. Растяжка одного цвета. Рисование линий и фигур которые передают фактуру Теплой страны (круги, волнистые линии). Компоновка создаваемого образа.

Практика. Приемы работы с кистями разной толщины. Высветление, затемнение красок (растяжка желтого и красного цвета). Творческие работы: рисование цветов, деревьев Теплой страны.

4. Веселый спектр.

Теория. Анализ выполненных работ. Самостоятельный выбор сюжета на

заданную тему. Передача настроения цветом.

Практика. Рисование на тему «Здравствуй, лето!». Анализ одной из работ

по желанию (цветовое решение, формы, техника, настроение)

Второй год обучения

  1. 1.Вводный блок

Теория.Знакомство с правилами техники безопасности. Искусство оригами. Виды и свойства бумаги. Международные условные обозначения, приемы складывания. Понятие «модуль». Модульное оригами.

Практика. Организация рабочего места. Составления коллекции «Виды бумаги». Выполнение базовых форм (квадрат, треугольник, двойной квадрат, двойной треугольник) по технологическим картам

2.    Треугольные модули.

Теория.Треугольные модули. Разметка листов для оригами. Зависимость размера поделки от размеров модулей. Части модуля: кармашки, длинная сторона, короткая сторона. Разные способы соединения модулей. Замкнутый круг. Придание круглой и овальной формы. Работа в парах. Выполнение поделок по схемам (количество рядов, чередование цвета, количество модулей в рядах)

Практика.Выполнение модулей разных цветов, размеров. Работа «Кактус», «Мини-ананас», «Снежинки-фэнтези». Творческая работа в парах «Вазочка» (на основе полученных ЗУН)

3.    Нестандартные модули

Теория. Модуль трилистник. Способы соединения готовых модулей с помощью клея в венчики и соцветия. Знакомство с паспарту, рамками. Роль рамки в общей композиции работы.

Практика. Выполнение венчиков цветов разных размеров. Коллективная работа по группам по применению различных способов сборки (по кругу, линия, объем). Выполнение рамки вокруг работы овальной и круглой формы 4. 4. Кусудамы.

Теория. Традиции и история искусства кусудамы. Разновидности кусудам (из 4-х, 6-ти, 8-ми и более модулей). Приемы складывания классической кусудамы. Соединение модулей в кусудаме «Маргаритка». Дополнительные материалы для украшения кусудам (шнурок, веревочка, изготовление бубенчиков). Искусство икебаны.

Практика. Изготовление кусудам (первый модуль вслед за учителем, остальные - по технологическим картам). Комбинированная работа «Настольная композиция» (использование модулей разных видов). Выставка работ.

Третий год обучения

1.    Из истории матрешки

Теория.Материалы и инструменты. Знакомство с историей возникновения матрешки. Японская Фукурума. Понятия «ремесло», «декор», «декоративно-прикладное творчество». Форма матрешки.

Практика.Подготовить сообщения о сюжетах матрешек. Рисунок японской матрешки - фукурумы. Организация рабочего места.

2.    Семеновская матрешка.

Теория.     Знакомство     с     особенностями     Семеновской     матрешки. Отличительный декор, цвета, краски, особенности изображения.

Практика.   Рисование   орнамента,   использующегося   при   оформлении Семеновской матрешки. Роспись заготовки матрешки из картона в стиле Семеновской матрешки.

3.    Полхово-Майданская игрушка.

Теория.Секреты изготовления. Сюжеты росписи матрешек. Отличительные элементы украшений. Обучение сравнительному анализу двух видов декоративно-прикладного искусства. Использование палитры «звонких» цветов.

Практика.     Рисование     на     тему     «Сюжеты    Полхово-Майдана». Сравнительный   анализ   матрешек.   Подбор   открыток,   иллюстраций   с изображением разных матрешек.

4. Роспись болванки.

Теория. Правила техники работы с болванкой. Подготовка рабочего места, материалов, инструментов. Техника зашкуривания, грунтования. Знакомство с ланом работы по созданию образа матрешки. Использование серебрянки, золота. Техника безопасности при работе с лаком. Правила работы. Анализ выполненных работ.

Практика.Роспись матрешки (болванки) по предварительно составленному плану. Презентация своей работы (цвет, сюжет, настроение, назначение). Участие в выставке-ярмарке.

Четвертый год обучения

1.    Вводный блок.

Теория.История возникновения техники «квилинга» или «бумагокручения». Используемые материалы и инструменты (бумага с разной фактурой, клей для квилинга, макетный нож, приспособления для скручивания роллов, шаблон, пинцет, доска для квилинга, булавки, линейка, ножницы). Техника безопасности при работе с этими инструментами.

Практика.Подготовка стандартного набора для квилинга. Знание правил безопасности при работе с инструментами.

2.    Конструирование.

Теория. Приемы работы. Подготовка полос. Длина и ширина полос для квилинга. Изготовление роллов (базовый ролл, свободный ролл). Базовые элементы геометрических фигур (капля, глаз, изогнутый глаз, квадрат,

треугольник, звездочка, полумесяц). Основные формы «завитки», «спирали». Наклеивание элементов.

Практика.Организация рабочего места. Выполнение роллов разных видов. Создание композиции из основных форм квилинга.

3.   Изготовление цветов.

Теория. Объемный ролл для середины. Простые цветы из геометрических форм. Склеивание деталей. Лист - колосок. Цветы с бахромой - 2 способа (нарезание полосок, скручивание в виде помпонов; цветы с лепестками в виде бахромы и серединки). Использование зажима. Нарезание полос под наклоном. Цветные края лепестков (маркер, штемпельные подушечки). Практика. Изготовление в технике квилинга нарциссов, астр, работа «Подсолнухи». Коллективная работа (композиция из разных цветов). Выставка работ.

4.   Изготовление животных.

Теория. Работа с гофрированным картоном. Резка, окрашивание срезов. Объемные работы. Разметка основы. Склеивание элементов. Анализ поделки, составление плана действий.

Практика.Изготовление объемной пирамидки (как основы), украшение для настольного сувенира «Рыжий кот». Выполнение забавных Смешариков из гофрированного картона.

  1. 5.Копилка идей.
    Теория.
    Применение полученных ЗУН на практике. Творческие решения
    оформлений открыток. Знакомство с современным «скрапбукингом»
    (изготовление самодельных альбомов фотографий). Дополнительные
    материалы и принадлежности, необходимые для оформления работ (зажим,
    направляющие, держатель для луковицы, бумажный шпагат, бусины,
    двусторонний скотч, клеевые подушечки, фигурный дырокол)
    Практика.Изготовление подарков-сюрпризов: открытка, рамка, пасхальное яйцо. Выполнение альбома ля фотографий в технике «скрапбукинга» (3-4страницы). Выставка работ.

 


Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Палитра красок»

 

№п/п Раздел Количество часов
Первый год обучения
1 Знакомство с красками 8
2 Путешествие в холодную страну 10
3 Путешествие в тёплую   страну 11
4 Весёлый спектр 4
Итого 33
Второй год обучения
1 Вводный блок 4
2 Треугольные модули 10
3 Нестандартные модули 16
4 Кусудамы 4
Итого 34
Третий год обучения
1 Из истории матрешки 4
2 Семёновская матрёшка 4
3 Полхово-майданская игрушка 4
4 Роспись болванки 22
Итого 34
Четвёртый год обучения
1 Вводный блок 4
2 Конструирование 7
3 Изготовление цветов 8
4 Изготовление животных 8
5 Копилка идей 7
Итого 34


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение обучающимися Программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Палитра красок» формируются следующие УУД:

личностные УУД:

-     учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

-     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-     навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-     ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-     способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-     заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

-        устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-        осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-        возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

-        эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

регулятивные УУД:

-        выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-        учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-        осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-        адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-        навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

-        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-        осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-        пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

-        моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-        осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-        отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

познавательные УУД:

-        различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

-        приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-        осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

-        развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

-        художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-        развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-        развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-        создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

-        понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

-        более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

 

коммуникативные УУД:

-        первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-        сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

-        формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий по Программе у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения Программы

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения младших школьников  проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

 


 

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Палитра красок»

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

 

№ п/п Тема, раздел Общее кол-во часов Теория Практика

ЗНАКОМСТВО С КРАСКАМИ – 8 часов

  1. 1.

Введение в программу. Материалы и инструменты
1 0,5 0,5
  1. 2.
Чистые и составные цвета 1 0,5 0,5
  1. 3.
На что похожа? 1   1
  1. 4.
Три главные краски 1 0,5 0,5
  1. 5.
Белая краска. Чёрная краска 1 0,5 0,5
  1. 6.
Цветовой круг. Теплые цвета Холодные цвета 1 0,5 0,5
  1. 7.
Зеленая краска на солнечной полянке 1   1
  1. 8.
Зеленая краска – в тени под деревом 1   1

ПУТЕШЕСТВИЕ В ХОЛОДНУЮ СТРАНУ – 10 часов

  1. 9.
Поле ледяных цветов 2 1 1
  1. 10.
Вечернее небо 2 1 1
  1. 11.
Зеркальное озеро 2 1 1
  1. 12.
Дерево Холодной страны 2 1 1
  1. 13.
Лес Холодной страны (коллективная работа в разной технике) 2   2

ПУТЕШЕСТВИЕ В ТЁПЛУЮ СТРАНУ – 11 часов

  1. 14.
Берег горячих солнц 2 1 1
  1. 15.
Долина горячих песков 2 1 1
  1. 16.
Цветы долины горячих песков 1   1
  1. 17.
Зеленый луг 2 1 1
  1. 18.
Дерево теплой страны 2 1 1
  1. 19.
Знойный лес 2 1 1

ВЕСЁЛЫЙ СПЕКТР – 4 часа

  1. 20.
Все цвета радуги 2 1 1
  1. 21.
Здравствуй, лето! 2   2

 


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Палитра красок»

Второй год обучения

2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

 

№ п/п Тема, раздел Общее кол-во часов Теория Практика
ВВОДНЫЙ БЛОК – 4 часа
  1. 1.
Знакомство с правилами техники безопасности. Материалы и инструменты 1 0,5 0,5
  1. 2.
Как родилась бумага? Свойства бумаги 1 0,5 0,5
  1. 3.
Из истории оригами. Международные условные знаки. Приемы складывания 2 1 1
  1. 4.
Модульное оригами 2   2
ТРЕУГОЛЬНЫЕ МОДУЛИ – 10 часов
  1. 5.
Конструктор-мозаика. Заготовка модулей разных цветов и размеров 2 1 1
  1. 6.
Кактус из модулей 2   2
  1. 7.
Мини-ананас 2   2
  1. 8.
Снежинки - фэнтези 2   2
  1. 9.

Творческая работа по группам

Дизайнерская ваза

2   2

НЕСТАНДАРТНЫЕ МОДУЛИ – 16 часов

  1. 10.
Модуль трилистник 2 1 1
  1. 11.

Коллективная работа «Времена года»

1 группа – Лето (солнце из трилистников)

2   2
  1. 12.

Коллективная работа «Времена года»

Осень (листья)

2   2
  1. 13.

Коллективная работа «Времена года»

Зима (снежинки

2   2
  1. 14.

Коллективная работа «Времена года»

Весна (цветы)

2   2
  1. 15.
Рамочки из нестандартных модулей 3 1 2
  1. 16.
Картины в рамках 3 1 2
КУСУДАМЫ – 4 часа
  1. 17.
Из истории кусудамы Классическая кусудама 1 0,5 0,5
  1. 18.
Кусудама «Маргаритка» 1   1
  1. 19.
Комбинированная работа «Настольная композиция» (с использованием разных видов модульного оригами). Выставка работ 2   2

 


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Палитра красок»

Третий год обучения

3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п Тема, раздел Общее кол-во часов Теория Практика
ИЗ ИСТОРИИ МАТРЕШКИ – 4 часа
  1. 1.
Введение в программу. Материалы и инструменты 1 0,5 0,5
  1. 2.
Японская Фукурума 1 0,5 0,5
  1. 3.
Тайна матрешки 1 0,5 0,5
  1. 4.
Форма матрешки 1 0,5 0,5

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА – 4 часа

  1. 5.
Секреты мастера 2 1 1
  1. 6.
Характерный узор (элементы декора) 3 1 2
  1. 7.
Особенности изображения 3 1 2

ПОЛХОВО-МАЙДАНСКАЯ ИГРУШКА – 4 часа

  1. 8.
Сюжеты росписи 1 0,5 0,5
  1. 9.
Отличительные элементы украшений 2 1 1
  1. 10.
Сравнительный анализ матрешек 1 0,5 0,5
РОСПИСЬ БОЛВАНКИ – 22 часа
  1. 11.
Правила техники работы с болванкой. Подготовка материалов, рабочего места 1 1  
  1. 12.
Этапы выполнения работы 2 1 1
  1. 13.
Зашкуривание поверхности 1   1
  1. 14.
Грунтовка 1 0,5 0,5
  1. 15.
Выбор сюжета. Нанесение контуров на основу 2 1 1
  1. 16.
Заливка основных цветов. Показ техники нанесения краски 3 1 2
  1. 17.
Прорисовка деталей. Использование золота и серебрянки 4 1 3
  1. 18.
Техника безопасности при работе с лаком. Поэтапное покрытие изделия лаком 3 1 2
  1. 19.
Творческая работа. Новые сюжеты для матрешек. 4 1 3
  1. 20.
Выставка творческих работ 1   1


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Палитра красок»

Четвёртый год обучения

4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п Тема, раздел Общее кол-во часов Теория Практика
ВВОДНЫЙ БЛОК – 4 часа
  1. 1.
Инструменты и материалы 1 1  
  1. 2.
Сколько у бумаги родственников 1 1  
  1. 3.
История возникновения технологии бумагокручения - квилинга 2   2
КОНСТРУИРОВАНИЕ – 7 часов
  1. 4.
Вырезание полосок для квилинга. Основные правила работы 1 0,5 0,5
  1. 5.
Основные геометрические базовые формы. «Капля», «глаз», «треугольник», «долька», «квадрат». 2 0,5 1,5
  1. 6.
Основные формы «завитки». 1 0,5 0,5
  1. 7.
Основные формы «спирали» 1 0,5 0,5
  1. 8.
Коллективная работа. Композиция из основных форм квилинга 2   2
ИГОТОВЛЕНИЕ ЦВЕТОВ – 8 часов
  1. 9.
Простые цветы. Нарциссы 2 1 1
  1. 10.
Бахромчатые цветы 2 1 1
  1. 11.
Подсолнухи в горшочке 2 1 1
  1. 12.
Коллективная работа. Композиция из цветов 2 0 2
ИГОТОВЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ – 8 часов
  1. 13.
Базовые формы 2 1 1
  1. 14.
Гофрированный картон. Забавные игрушки 3 1 2
  1. 15.
Настольное украшение. Объемная работа «Рыжий кот» 3 1 2
КОПИЛКА ИДЕЙ   - 7 часов
  1. 16.
Открытка «Крокусы» 2 1 1
  1. 17.
Рамка «Тюльпаны» 2 1 1
  1. 18.
Сувенир «Пасхальное яйцо» 2 1 1
  1. 19.
Выставка работ. 1   1


 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Для педагога:

  1. Арнхейм Р. Развитие художественного восприятия на уроках изобразительного искусства. -М., 2010г. стр. 21.
  2. Библер В.С. Методы художественного развития. - М., 2012 г. стр. 35.

3.     Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2012.

  1. Дженкинс Джейн. Узоры и мотивы из бумажных лент. Интересные идеи. Перевод с англ. У. Сапциной. - Тверь: «Контент». - 2010.
  2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2012. - 64с: ил.
  3. Калинина Т.В. Концепция программы по изобразительной деятельности для начальной школы и школ искусств // Начальное образование России, инновации и практика - М.: Школа, 2013.
  4. Калинина Т.В., Юсупова И.В. Путешествие с красками // Рабочая тетрадь по изобразительному искусству. - М.: Открытый мир, 2012.
  5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2012.

Материальное обеспечение:

-        Бумага

-        Картон белый

-        Краски: акварельные, гуашевые, акриловые

-        Ножницы

-        Клей ПВА

-        Гофрированный картон

-        Цветной картон

Мультимедийное обеспечение:

-     компьютер

-     проектор

-     множительная техника

-     интернет