РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Секреты русского языка»

(общеинтеллектуальное направление)

для детей младшего школьного возраста (9 - 11 лет)

Срок реализации: 2 год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русого языка» (далее – Программа) реализует общеителлектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована: обучающимся начальных классов.

Анализ педагогической практики показывает, что при отсутствии дифференцирования в комплектовании пер­вых классов в образовательном пространстве одновремен­но оказываются учащиеся с разноуровневой подготовкой к школе, что в рамках начального образования приводит к снижению учебной мотивации у школьников с высоким уровнем готовности к обучению. Первоклассники, овла­девшие ещё в предшкольный период элементарными учеб­ными навыками и навыками учения, имеющие высокий уровень развития познавательных процессов, как прави­ло, отличаются любознательностью, а отсюда и высокой степенью учебной мотивации.

Но, к сожалению, эта мотивация быстро утрачивается при усреднённом подходе к детям в условиях работы с классом. Ребёнок с первого дня ошибочно утверждается в мысли о том, что учиться в школе очень легко (на самом деле процесс познания крайне сложен и требует от челове­ка таких качеств, как самостоятельность, воля, ответ­ственность и т.д.), что ему все доступно (этому способству­ет сравнение себя с неподготовленными детьми). У ребён­ка, с одной стороны, возникает завышенная самооценка, с другой — ощущение невостребованности его знаний и умений, что приводит к торможению развития, снижению познавательного интереса, формальному отношению к учёбе и, наконец, убеждению, что учиться скучно.

Актуальность Программы

Данная Программа создана для активизации работы с обучающимися. Она призвана способствовать их опе­режающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Выбор создания Программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важ­нейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.

Концепция Программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русско­го языка повышает уровень речевого и языкового разви­тия детей, их компетентности в области «Чтение» и опос­редованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует обще­интеллектуальному развитию ребёнка.

Цели Программы— активизировать развитие детей че­рез изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обуче­нию, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи Программы:

-                   обучить решению языковых и речевых задач повы­шенного уровня;

-                   раскрыть творческие способности детей;

-                   стимулировать интеллектуальное развитие детей;

-                   формировать эффективную речевую деятельность;

-                   формировать ключевые компетентности учащихся;

-                   корректировать речевые недочёты;


-                   формировать умение самостоятельной работы с тек­стами;

-                   формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;

-                   воспитывать патриотизм, любовь к народу через фор­мирование любви к родному языку;

-                   активизировать работу с талантливыми детьми на на­чальной ступени обучения;

-                   способствовать успешности, самореализации и само­развитию ребёнка.

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
  • Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
  • Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс занятий «Секреты русского языка» для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для ус­пешного развития учащихся с высоким уровнем готовнос­ти к школе. Это обеспечивается посредством практик, как одной из современных здоровьесберегающих форм заня­тий где деятельностно-динамические методы преобладают над фронтально-монологичным объяснением).

Практики — это совместная работа обучающихся и учителя по накоплению опыта разнообразных практических дейст­вий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении не­достающего детского опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, игровой), что представляется сегодня особенно актуальным — в условиях снижения возраста поступления ребёнка в школу. С другой стороны, в прак­тиках происходит важнейшее изменение в детских дейст­виях — они начинают осознаваться самим ребёнком. И наконец, практики — «полигон» для апробирования найденных детьми способов действия, необходимое усло­вие их проверки и использования. По своему месту в уче­нии практики можно разделить на: а) предметные, обеспе­чивающие творческо-деятельностный компонент предме­та и б) социальные, формирующие коммуникативные компетентности и умение работать в команде. По своей преобладающей направленности практики можно разде­лить на: а) практики, направленные на объект, б) практи­ки взаимодействия (направленность на других людей), в) практики проживания (направленность на себя). Все прак­тики носят игровой характер и имеют проблемно-проект­ное содержание.

Организация деятельности младших школьников на за­нятиях основывается на известных дидактических прин­ципах: занимательность, научность, сознательность и ак­тивность, доступность, связь теории с практикой.

Работа в рамках реализации программы осуществляет­ся через проблемные, проектные, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, разноуровневые, развивающие технологии, технологию сотрудничества.

Программа для 3-4 классов реализует образно-чувст­венные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективной рече­вой деятельности, эффективной культуры речи и её богат­ство, позволяющее сделать эффективным обучение по всем предметам.

Обучающийся 3-4 класса обладает конкретно-операционны­ми структурами, позволяющими проектировать лишь конкретные, воспринимаемые им объекты. Введение твор­ческих работ в виде эссе стимулирует интеллект ребёнка не только в плане мотивационно- эмоциональной сферы, но и в плане теоретического и начально-логического мыш­ления, что крайне необходимо развивать в рамках компетентностного «образования».

В начале и по окончании реализации Программы предполагается изу­чить уровень обученности по русскому языку с помощью тестов, анкетирования, проверочных работ и изучения участия и результатов учеников в олимпиадах и конкур­сах по русскому языку и другим предметам.

В качестве основных подходов в реализации Программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры

Системный подход предполагает анализ и проектиро­вание образовательной среды в рамках реализации про­граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, соци­ально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой де­ятельности как основы самореализации, самосовершен­ствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются ди-алогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа вы­полнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориен­тирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требо­вания к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во Занятия с углублённым изучением русского языка мо­гут проводиться как занятия дополнительного образова­ния типа факультатива или как кружка познаватель­но-интеллектуальной направленности.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 2 года, всего 68 часов, 3 4 классах по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа реализуется через школьный компонент или дополнитель­ное образование, возможна реализация через интегриро­ванные курсы. Подробнее содержание занятий раскрыва­ется в тематическом планировании.


Основное содержание курса внеурочной деятельности

Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка гла­зами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, мор­фология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в гра­фических элементах), отражающих представление о рож­дении речи через работу средств языка.

Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.)

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение пар­ных звонких и глухих согласных.

Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфави­та. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначе­ние йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначе­ния гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в сло­вах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», иг­ры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличаю­щихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюде­ние над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмов­ка слов (строк).

Упражнения на развитие фонематического слуха. Зву­ковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отноше­нии.

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение за-поминалок, проверим друг друга) и правильное использо­вание этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогм книг в библиотеках и пр.)

Морфемика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Одно-коренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, води­тель), от слов-синонимов.

Исторический корень слова. Этимологические экскур­сы слов (по выбору учащихся).

Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.

Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами. Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неяв­ными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, от-землился.

Упражнения на выбор рациональных способов, приё­мов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (3 кл. — 8 ч., 4 кл. — 8 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим зна­чением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — при­лагательные, их действия и состояния — глаголы, их ко­личество — числительные и т.д. Роль и правописание мес­тоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), по­мощников существительного (причастий — признак по действию).

Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (призна­ки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения оп­ределённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лек­сики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 7 ч., 4 кл. — 8 ч.)

Словосочетание и предложение (общее, различие). Сис­тематизация сведений о признаках предложения. Предло­жения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в пред­ложении.

Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.

Упражнения на «чтение» знаков препинания, достиже­ния нужной интонационной окраски.

Упражнения на расстановку знаков препинания в пред­ложениях с однородными членами (варианты членов с за­висимыми словами), составление схем как аргумента вы­бора пунктуационного решения).

Лексика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Мно­гозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

Устойчивые выражения (словосочетания), их образ­ность, точность.

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса рус­ского языка.

Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшитель­но-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (инто­нация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов.

Лингвистический эксперимент в точном выборе (угады­вании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон­текста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лекси­ки в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительны­ми нормами: акцентологическими, произношением твёр­дых и мягких согласных перед е, произношением звукосо­четаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле­видения.

Упражнения на использование рифмовок для запоми­нания нормы произнесения слова.

Упражнения на запись слов с произносительными по­метами, в «переводе» норм произношения в нормы право­писания.

Чтение и пунктирование сплошных текстов.

Выразительное чтение художественных текстов (ситу­ации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).

Инсценирование, составление и разыгрывание диа­логов (соблюдение интонационной окраски согласно рече­вой задаче).

Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоя­тельное составление и запись соблюдением орфографиче­ских и пунктуационных норм).


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» содейст­вует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повы­шению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также спо­собствует:

    осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мо­тива к изучению разнообразия языковых средств;

    формированию эффективной речевой деятельности;

    формированию ключевых компетентностей через изу­чение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);

    подготовке обучающихся к теоретическому мышле­нию, необходимому в основной школе;

    получению первичных навыков исследовательской (те­оретической и проектной) деятельности;

    созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

Содержание программы внеурочной деятельности "Секреты русского языка", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

личностные результаты

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

метапредметные результаты

регулятивные универсальные учебные действия

-       принимать и сохранять учебную задачу;

-       адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-       планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

коммуникативные универсальные учебные действия

-       задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-       предлагать помощь и сотрудничество;

-       строить понятные для партнера высказывания;

-       использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

-       слушать и понимать речь других;

-       выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-       учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

познавательные универсальные учебные действия

-       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-       использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

-       строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-       проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

-       устанавливать аналогии.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

-       анализировать и характеризовать звуки речи;

-       осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);

-       обобщать, делать несложные выводы;

-       научиться выполнять исследования;

-       научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;

-       углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;

-       научиться пользоваться словарями русского языка;

-       научиться писать сочинения-миниатюры.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

3класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ занятия Тематика Количество часов Формы, виды занятий
общее Теор. Практ.

Введение в язык

 

1 0,5 0,5  
1 Основные средства языка: слово, предложение. 1 0,5 0,5 Составление (придумывание) схем (в рисунках, в гра­фических элементах).
Фонетика. Графика 5 2 3  
2 Вводное занятие. «В гости к Алфавиту» 1 0,5 0,5 Деловая игра «Друзья русского языка»
3 Наши помощ­ники звуки, буквы и слова 1 0,5 0,5 Входное тестирова­ние.
4 К тайнам звуков и букв 1 0,5 0,5 Творческие игры и задания.
5 Встреча с «йотиком» (расширение представлений) 1 0,5 0,5 Устный журнал.
6 Конкурс знатоков. 1   1 Игра — активатор
Морфемика (словообразование) 5 2 3  
7 В глубь веков на машине времени 1 0,5 0,5 Работа с текстами, родословными.
8-9 К дедам, праде­дам и пра-, пра-, пра- 2 1 1 Составление опор­ной таблицы. Работа с текстами и инте­рактивной доской.
10 К словам-род­ственникам. 1 0,5 0,5 Работа с текстами. Упражнения, дидак­тические игры.
11 Умники и ум­ницы 1   1 Ролевая игра.
Морфология 8 2 6  
12 К несметным сокровищам Стра­ны Слов 1 0,5 0,5 Игра с «Митрофа­нушкой».
13-14 В городе Имён Существительных 2 0,5 1,5 Составление коорди­национных схем и интерактивной до­ской.
15-16 В гостях у дя­дюшки Глагола 2 0,5 1,5 Составление опорно­го конспекта. Игро­вые упражнения.
17 Прилагатель­ное к чему прилага­ется? 1 0,5 0,5 Кроссворды, игры, ребусы.
18-19 Знаешь ли ты части речи? 2   2 Защита рефератов.
Синтаксис. Пунктуация 7 1,5 3,5  
20-21 Эмоциональная и интонационная выразительность. 2 0,5 1,5 Разработка плана мини — сочинения.
22 «Казнить нель­зя помиловать» 1 0,5 0,5 Игровой разбор фраз.
23-24 Найди «меня» в тексте 2 0,5 1,5 Игра: поиск знаков препинания.
25

Поговорим?

Ли­тературная гостиная

1   1 Конкурс чтецов.
26 Турнир любите­лей русского языка 1   1 Игра «Что? Где? Ког­да?»
Лексика 5 1,5 3,5  
27 К словам разно­образным, одинако­вым и разным 1 0,5 0,5 Игра «Определи портрет слова, крос­сворд, лесенка слов.
28 В театре близне­цов 1 0,5 0,5 Упражнения, крос­сворд с синонимами и анонимами.
29 Литературная гостиная 1   1 Проба пера (эссе).
30 Эмоциональ­ные языковые сред­ства 1 0,5 0,5 Анализ троп.
31 Что? Где? Ког­да? языка 1   1 Ролевая игра.
Орфоэпия 3 0,5 2,5  

32

Ударение-моло­ток

Нормы произноше­ния. Что такое рифма?

1 0,5 0,5

Стихотворная мас­терская.

Проба пера.

33 Литературная гостиная 1   1 Стихотворные пре­зентации.
34

Олимпиада по
русскому языку

1

0,5

0,5  
Итого: 34 10 24  

 


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

                                 

Тематика Количество часов Формы, виды занятий
общее Теор. Практ.

Введение в язык

1 0,5 0,5  
1 Основные средства языка: слово, предложение. 1 0,5 0,5 Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах).
Фонетика 4 1 3  
2 Вводное заня­тие. «В мире зву­ков» 1 0,5 0,5 Деловая игра «От А до Я».
3 Чей это голос? 1   1 Игровые упражне­ния. Метаграммы.
4 Хитрый звук 1 0,5 0,5 Игра «Найди звук [и] Слова-перевёртыши».
5 Играем с Л. Керроллом 1   1 Игра-соревнование.
6 Язык и речь 1 0,5 0,5 Образный рисунок.
Морфемика (словообразование) 5 2,5 2,5  
7 Экскурсия к ис­токам слова 1 0,5 0,5 Работа с текстами и интерактивной до­ской.
8-9 Собирал чело­век слова 2 1 1 Игровые упражне­ния.
10 Встреча с тиль­дой 1 0,5 0,5 Цепочки слов, уп­ражнения, дидакти­ческие игры.
11 Умники и ум­ницы 1 0,5 0,5 Ролевая игра.
Морфология 8 2 6  
12 Откуда проис­ходят наши корни? 1 0,5 1,5 Игровые упражне­ния, дидактические игры.
13 Слова знамена­тельные и служеб­ные. 1 0,5 0,5 Составление коорди­национных схем и ин­терактивной доской.
14 Где приставка, где предлог? 1   1 Упражнения, схемы строения слов, вик­торина « Что могут предлоги?»
15-16 Группы слов- по­мощников глаголов и существительных 2 1 1 Кроссворд, ребусы, шарады, игры, метаграммы.
17 Знаешь ли ты части речи? 1   1 Игра-викторина.
Пунктуация 8 1,5 6,5  
18-19 А есть ли здесь смысл? 2 0,5 1,5 Деформированный текст с вводными словами и междоме­тиями.
20-21 Литературная гостиная 2   2 Проба пера (эссе).
22

Помощь ИКТ в

изучении русского языка. Поиск ди­дактических игр в Интернете.

1 0,5 0,5  
23-24 Выразительные средства языка 2 0,5 1,5 Мини-сочинения. Творческие задания.
25 Турнир любите­лей русского языка 1   1 Школьный тур олим­пиады по русскому языку.
Лексика 4 1,5 2,5  
26 Крылатые слова. 1 0,5 0,5 Игровой разбор фраз.
27 Литературная гостиная 1 0,5 0,5 Творческое задание.
28 Почему мы так говорим? 1 0,5 0,5 Работа с текстами и интерактивной доской.
29 Брейн-ринг 1   1 Игра-активатор.
Орфоэпия 3 1,5 2,5  
30 Рифмуем вместе 1 0,5 1,5 Проба пера. Творче­ские задания.
31 Литературная гостиная. 1 0,5 0,5 Устный журнал.
32 Антология стиха 1 0,5 0,5 Конкурс чтецов.
33 Антология прозы 1   1 Защита рефератов.
34 Олимпиада по русскому языку 1   1  
Итого

34

10,5 23,5  


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). — М.: АСТ, Астрель.
  2. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литера­турного языка. — М., 1989.
  4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского язы­ка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное по­собие, 2007.
  5. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Ака­демия», 2004.
  6. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996

 

Мультимедийное обеспечение:

-        компьютер

-        проектор

-        множительная техника

-        интернет