РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Страна Здоровья»

(спортивно-оздоровительное направление)

для детей младшего школьного возраста (6,5 –11 лет)

Срок реализации: 4 года.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Страна Здоровья» (далее – Программа) реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована: обучающимся 1-4 классов.

         Цель данной программы — формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровому образу жизни, который является условием полноценного развития и нормальной жизни человека. Стремление заботиться о здоровье, своём и окружающих, — качество личности, которое очень востребовано в современном мире.

    

       Основные задачи Программы:

  • создать условия для обеспечения охраны здоровья   обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
  • организовать систему профилактической работы по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы, повышению уровня физического, а отсюда – психического и социального здоровья школьников, обучению их нормам здорового образа жизни, развитию, формированию и совершенствованию двигательных навыков учащихся;
  • популяризация преимуществ здорового образа жизни;
  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • профилактика вредных привычек;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться;
  • заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Актуальность Программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации». Работа в этом направлении начинается на начальных этапах обучения и воспитания (в детских дошкольных учреждениях и начальной школе), продолжается в средней школе, а в дальнейшем сопровождает человека всю жизнь.

Практическая значимость Программы заключается в том, что она носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Межпредметные связи Программы

предмет

содержание

учебной дисциплины

Содержание программы

«Здоровейка»

Литературное чтение

Чтение произведений Ю.Тувима, русских народных сказок, сказка «Колобок».

Устное народное творчество.

Просмотр кукольных спектаклей. Подбор пословиц и поговорок.
Окружающий мир

Сезонные изменения в природе.

Организм человека.

Опора тела и движение.

Наше питание.

Экскурсия «У природы нет плохой погоды».

Осанка – это красиво.

Умеем ли мы питаться.

Технология От замысла к результату. Технологические операции. Изготовление овощей и фруктов из солёного теста.
Изобразительное искусство Мир фантазии. Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка».
Физическая культура Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий. Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки. День здоровья «Дальше, быстрее, выше».
Музыка Выразительность музыкальной интонации. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховина, Шопен, Штрауса, Глинки и т.д.

В связи с этим её можно использовать как развивающий модуль к базисному учебному плану. Программа может также послужить основой для проведения кружковых занятий. При этом отдельные разделы программы можно рассматривать как независимую образовательную единицу и заниматься только в его рамках.

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
  • Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
  • Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Страна Здоровья» 

Программа состоит из 7 разделов:

  • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
  • «Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
  • «Вот и стали мы на год       взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

В содержании Программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Программа состоит из четырёх частей:

  • Первый год обучения «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.
  • Второй год обучения «Если хочешь быть здоров»:культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.
  • Третий год обучения «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.
  • Четвёртый год обучения «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

     Содержание отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной Программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Страна Здоровья» рассчитана на4 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках спортивно-оздоровительного направления, всего 135 часов. Из них – 33 часа в (первый год обучения) 1 классе и по 34 часа – (второй – четвёртый года обучения) во 2-4 классах.

 

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1 Введение «Вот мы и в школе».(16 ч.)

Определение   понятия   «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы,

укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

1 класс         4 часа

Тема 1 Дорога к доброму здоровью

Тема 2 Здоровье в порядке- спасибо зарядке

Тема 3 В гостях у Мойдодыра, Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр»

Тема 4 Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» (текущий контроль-праздник)

2 класс- 4 часа

Тема 1 Что мы знаем о ЗОЖ

Тема 2 По стране Здоровья

Тема 3   В гостях у Мойдодыра

Тема 4     Я хозяин своего здоровья(текущий контроль- КВН)

3класс –   4 часа

Тема 1   «Здоровый образ жизни, что это?»

Тема 2   Личная гигиена

Тема 3     В гостях у Мойдодыра

Тема 4     «Остров Здоровья» (текущий контроль знаний - игра)

4 класс-           4 часа

Тема 2   «Здоровье и здоровый образ жизни» (1ч.).

Тема 3.   Правила личной гигиены(1ч)

Тема 3   Физическая активность и здоровье(1ч)

Тема 4   Как познать себя (Текущий контроль знаний –За круглым столом)

           

Раздел 2.   Питание и здоровье (20ч.)

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.

1 класс – 5 часов

Тема 1   Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзь

                 и помощники»

Тема 2.   Культура питания. Приглашаем к чаю

Тема 3.   Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Тема 4.   Как и чем мы питаемся

Тема 5   Красный, жёлтый, зелёный (Текущий контроль знаний- викторина)

2 класс-   5 часов

Тема 1 Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь.

Тема 2. Культура питания. Этикет.

Тема 3. Спектакль «Я выбираю кашу»

Тема 4. «Что даёт нам море»

Тема 5 Светофор здорового питания (Текущий контроль знаний- викторина)

3 класс- 5 часов

Тема 1 Игра «Смак»

Тема 2. Правильное питание –залог физического и психологического здоровья

Тема 3. Вредные микробы

Тема 4. Что такое здоровая пища и как её приготовить

Тема 5 «Чудесный сундучок»Текущий контроль знаний – КВН

4 класс- 5 часов

Тема 1   Питание необходимое условие для жизни человека

Тема 2. Здоровая пища для всей семьи

Тема 3. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени

Тема 4. Секреты здорового питания. Рацион питания

Тема 5 «Богатырская силушка»Текущий контроль знаний –КВН

Раздел 3. Моё здоровье в моих руках( 28ч.)

Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

1 класс (7 часов)

Тема 1 Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

Тема 2.Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим

Тема 3Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

Тема 4 Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

Тема 5 Как обезопасить свою жизнь

Тема 6День здоровья «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

Тема 7 В здоровом теле здоровый дух Текущий контроль знаний(Викторина)

2 класс (7 часов)

Тема 1 Сон и его значение для здоровья человека

Тема 2.Закаливание в домашних условиях

Тема 3День здоровья «Будьте здоровы»

Тема 4Иммунитет

Тема 5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

Тема 6 Спорт в жизни ребёнка.

Тема 7 Слагаемые здоровья Текущий контроль знаний- за круглым столом

3 класс (7 часов)

Тема 1 Труд и здоровье

Тема 2.Наш мозг и его волшебные действия

Тема 3День здоровья«Хочу остаться здоровым»

Тема 4 Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья

Тема 5 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.

Тема 6 Экскурсия «Природа – источник здоровья»

Тема 7«Моё здоровье в моих руках» Текущий контроль знаний-викторина

4 класс (7 часов)

Тема 1 Домашняя аптечка

Тема 2.«Мы за здоровый образ жизни»

Тема 3 Марафон «Сколько стоит твоё здоровье»

Тема 4«Береги зрение смолоду».

Тема 5 Как избежать искривления позвоночника

Тема 6 Отдых для здоровья

Тема 7 Умеем ли мы отвечать за своё здоровье Текущий контроль знаний-викторина

Раздел 4. Я в школе и дома (36ч.)

Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.

1 класс (6 часов)

Тема 1 Мой внешний вид –залог здоровья .

Тема 2 Зрение – это сила

Тема 3 Осанка – это красиво

Тема 4 Весёлые переменки

Тема 5 Здоровье и домашние задания

Тема 6 Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим Текущий контроль знаний.

2 класс (6 часов)

Тема 1 Я и мои одноклассники

Тема 2. Почему устают глаза?

Тема 3 Гигиена позвоночника. Сколиоз

Тема 4 Шалости и травмы

Тема 5 «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление

Тема 6 Умники и умницы Текущий контроль знаний

3 класс (6 часов)

Тема 1 Мой внешний вид –залог здоровья

Тема 2.«Доброречие»

Тема 3 Спектакль С. Преображнский «Капризка»

Тема 4«Бесценный дар- зрение»

Тема5 Гигиена правильной осанки

Тема6«Спасатели , вперёд!»Текущий контроль знаний

4 класс (6 часов)

Тема 1«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»

Тема 2.«Класс не улица ребята! И запомнить это надо!»

Тема 3 Кукольный спектакль «Спеши делать добро»

Тема 4 Что такое дружба? Как дружить в школе?

Тема 5 Мода и школьные будни

Тема 6 Делу время , потехе час. Текущий контроль знаний- игра викторина

Раздел 5. Чтоб забыть про докторов( 16ч.)

Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".

1 класс (4 часа)

Тема 1 Хочу остаться здоровым

Тема 2.Вкусные и полезные вкусности

Тема 3. День здоровья «Как хорошо     здоровым быть»

Тема 4«Как сохранять и укреплять свое здоровье» Текущий контроль знаний- круглый стол

2 класс (4 часа)

Тема 1 С. Преображенский «Огородники»

Тема 2.Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков)

Тема 3 День здоровья «Самый здоровый класс»

Тема 4 «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности

Текущий контроль знаний- городской конкурс«Разговор о правильном питании»

3 класс (4 часа)

Тема 1 Шарль Перро «Красная шапочка»

Тема 2.Движение это жизнь

Тема 3День здоровья «Дальше, быстрее, выше»

Тема 4«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний городской конкурс «Разговор о правильном питании»

4 класс (4 часа)

Тема 1Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься

Тема 2.День здоровья«За здоровый образ жизни».

Тема 3 Кукольный спектакль Преображенский «Огородники»

Тема 4«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности Текущий контроль знаний городской конкурс «Разговор о правильном питании»

Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение (15 ч.)

Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию.

1 класс (3 часа)

Тема 1            Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

Тема 2.Вредные и полезные привычки.

Тема 3            Я б в спасатели пошел” Текущий контроль знаний- ролевая игра

2 класс (4 часа)

Тема 1            Мир эмоций и чувств

Тема 2.Вредные привычки

Тема 3            «Веснянка»

Тема 4            В мире интересного. Текущий контроль знаний- Научно –практическая конференция

3 класс (4 часа)

Тема 1            Мир моих увлечений

Тема 2.Вредные привычки и их профилактика

Тема 3            Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тема 4            В мире интересного. Текущий контроль знаний- Научно –практическая конференция

4 класс (4 часа)

Тема 1            Размышление о жизненном опыте

Тема 2.Вредные привычки и их профилактика

Тема 3            Школа и моё настроение

Тема 4            В мире интересного. Текущий контроль знаний- итоговая диагностика

Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей» ( 16ч.)

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

1 класс (4 часа)

Тема 1            Опасности летом (просмотр видео фильма)

Тема 2.Первая доврачебная помощь

Тема 3            Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка»

Тема 4            Чему мы научились за год. Итоговый контроль знаний- диагностика.

2 класс (4 часа)

Тема 1            Я и опасность.

Тема 2.Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы»

Тема 3            Первая помощь при отравлении

Тема 4   Наши успехи и достижения. Итоговый   контроль знаний- диагностика

3 класс (4часа)

Тема 1            Я и опасность.

Тема 2.Лесная аптека на службе человека

Тема 3            Игра «Не зная броду, не суйся в воду»

Тема 4            Чему мы научились и чего достигли. Итоговый контроль знаний- диагностика.

4 класс (4часа)

Тема 1            Я и опасность.

Тема 2.Игра «Мой горизонт»

Тема 3   Гордо реет флаг здоровья

Тема 4 «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». итоговый контроль знаний- Диагностика. Составление книги здоровья.


Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Страна Здоровья»

Первый год обучения


№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

Теория Практика
I Введение   «Вот мы и в школе». 4 1 3 праздник
II Питание и здоровье 5 3 2 викторина
III Моё здоровье в моих руках 7 3 4 Викторина
IV Я в школе и дома 6 3 3 Игра - викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3 Круглый стол
VI Я и моё ближайшее окружение 3 1 2 Ролевая игра
VII «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 Диагностика
Итого: 33 14 19

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Страна Здоровья»

Второй год обучения

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

Теория Практика
I Введение   «Вот мы и в школе». 4 1 3 КВН
II Питание и здоровье 5 3 2 викторина
III Моё здоровье в моих руках 7 3 2 За круглым столом
IV Я в школе и дома 6 3 3 КВН
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3 «Разговор о правильном питании» городской кокурс
VI Я и моё ближайшее окружение 4 2 2 Школьная научно – практическая конференция
VII «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 Диагностика
Итого: 34 16 18

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Страна Здоровья»

Третий год обучения

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

Теория Практика
I Введение   «Вот мы и в школе». 4 1 3 праздник
II Питание и здоровье 5 3 2 викторина
III Моё здоровье в моих руках 7 3 4
IV Я в школе и дома 6 3 3
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3
VI Я и моё ближайшее окружение 4 2 2 Соревнование
VII «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 Диагностика
Итого: 34 16 18

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Страна Здоровья»

Четвёртый год обучения

№ п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего,

час.

В том числе

Форма

контроля

Теория Практика
I Введение   «Вот мы и в школе». 4 1 3 Круглый стол
II Питание и здоровье 5 3 2 КВН
III Моё здоровье в моих руках 7 4 3 Викторина
IV Я в школе и дома 6 3 3 Игра- викторина
V Чтоб забыть про докторов 4 1 3 «Разговор о правильном питании»
VI Я и моё ближайшее окружение 4 2 2 Научно- практическая конференция
VII «Вот и стали мы на год взрослей» 4 2 2 Диагностика Книга здоровья
Итого: 34 16 18


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа образовательной организации предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

  1. 1.Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты Программы:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации Программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации Программы

 

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Страна Здоровья» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Страна Здоровья» обучающиеся должны уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации Программы у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание Программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения Программы

Программа предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «Портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения Программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Страна Здоровья»

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

№ п/п

Наименование разделов, темы занятий

Кол-во часов

Введение   «Вот мы и в школе» 4 часа

Дорога к доброму здоровью 1
Здоровье в порядке- спасибо зарядке 1

В гостях у Мойдодыра

Кукольный спектакль        

К. Чуковский «Мойдодыр»

1
Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» 1
Питание и здоровье 5 часов
Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» 1

Культура питания

Приглашаем к чаю

1
Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) 1
Как и чем мы питаемся
Красный, жёлтый, зелёный 1
Моё здоровье в моих руках 7 часов
Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим 1
Полезные и вредные продукты. 1
Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» 1
Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» 1
Как обезопасить свою жизнь 1

День здоровья

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

1
В здоровом теле здоровый дух 1
Я в школе и дома 6 часов
Мой внешний вид –залог здоровья 1
Зрение – это сила 1
Осанка – это красиво 1
Весёлые переменки 1
Здоровье и домашние задания 1
Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим 1
Чтоб забыть про докторов 4 часа
“Хочу остаться здоровым”. 1
Вкусные и полезные вкусности 1

День здоровья

«Как хорошо     здоровым быть»

1
«Как сохранять и укреплять свое здоровье» 1
Я и моё ближайшее окружение 3 часа
Моё настроение Передай улыбку по кругу.   Выставка рисунков «Моё настроение» 1
Вредные и полезные привычки 1
“Я б в спасатели пошел” 1
«Вот и стали мы на год взрослей» 4 часа
Опасности летом (просмотр видео фильма) 1
Первая доврачебная помощь 1
Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» 1
Чему мы научились за год. 1
Итого: 33


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Страна Здоровья»

Второй год обучения

2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п

Наименование разделов, темы занятий

Кол-во часов

Введение   «Вот мы и в школе» 4 часа

Что мы знаем о ЗОЖ 1
По стране Здоровейке 1

В гостях у Мойдодыра

1
Я хозяин своего здоровья 1
               Питание и здоровье 5 часов
Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. 1
Культура питания. Этикет. 1
Спектакль «Я выбираю кашу» 1

«Что даёт нам море»

Светофор здорового питания 1
Моё здоровье в моих руках 7 часов
Сон и его значение для здоровья человека 1
Закаливание в домашних условиях 1

День здоровья

«Будьте здоровы»

1
Иммунитет 1
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. 1
Спорт в жизни ребёнка. 1
Слагаемые здоровья 1
Я в школе и дома 6 часов
Я и мои одноклассники 1
Почему устают глаза? 1
Гигиена позвоночника. Сколиоз 1
Шалости и травмы 1
«Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление 1
Умники и умницы 1
Чтоб забыть про докторов 4 часа

С. Преображенский «Огородники»

1
Как защитить себя от болезни.(Выставка рисунков) 1

День здоровья

«Самый здоровый класс»

1
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности 1
Я и моё ближайшее окружение 4 часа
Мир эмоций и чувств. 1
Вредные привычки 1
«Веснянка» 1
В мире интересного 1
«Вот и стали мы на год взрослей» 4 часа
Я и опасность. 1
Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы» 1
Первая помощь при отравлении 1

Наши успехи и достижения

1
Итого: 34

 


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Страна Здоровья»

Третий год обучения

3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п

Наименование разделов, темы занятий

Кол-во часов

Введение   «Вот мы и в школе» 4 часа
«Здоровый образ жизни, что это?» 1
Личная гигиена 1

В гостях у Мойдодыра

1
«Остров здоровья» 1
Питание и здоровье 5 часов
Игра «Смак» 1
Правильное питание –залог физического и психологического здоровья 1
Вредные микробы 1
Что такое здоровая пища и как её приготовить
«Чудесный сундучок» 1
Моё здоровье в моих руках 7 часов

Труд и здоровье

1
Наш мозг и его волшебные действия 1

День здоровья

«Хочу остаться здоровым»

1
Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. 1
Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. 1
Экскурсия «Природа – источник здоровья» 1
«Моё здоровье в моих руках» 1
Я в школе и дома 6 часов
Мой внешний вид –залог здоровья 1
«Доброречие» 1
Спектакль С. Преображнский «Капризка» 1
«Бесценный дар- зрение». 1
Гигиена правильной осанки 1
«Спасатели , вперёд!» 1
Чтоб забыть про докторов 4 часа

Шарль Перро «Красная шапочка»

1
Движение это жизнь 1

День здоровья

«Дальше, быстрее, выше»

1
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности 1
Я и моё ближайшее окружение 4 часа
Мир моих увлечений 1
Вредные привычки и их профилактика 1

Добро лучше , чем зло, зависть, жадность.

Кукольный спектакль

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1
В мире интересного. 1
«Вот и стали мы на год взрослей» 4 часа
Я и опасность. 1
Лесная аптека на службе человека 1
Игра «Не зная броду, не суйся в воду» 1

Чему мы научились и чего достигли

1
Итого: 34


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Страна Здоровья»

Четвёртый год обучения

4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

№ п/п

Наименование разделов, темы занятий

Кол-во часов

Введение   «Вот мы и в школе» 4 часа
«Здоровье и здоровый образ жизни» 1
Правила личной гигиены 1
Физическая активность и здоровье 1
Как познать себя 1
Питание и здоровье 5 часов

Питание необходимое условие для жизни человека

1
Здоровая пища для всей семьи 1
Как питались в стародавние времена и питание нашего времени 1
Секреты здорового питания. Рацион питания
«Богатырская силушка» 1
Моё здоровье в моих руках 7 часов
Домашняя аптечка 1
«Мы за здоровый образ жизни» 1
Марафон «Сколько стоит твоё здоровье» 1
«Береги зрение с молоду». 1
Как избежать искривления позвоночника 1
Отдых для здоровья 1
Умеем ли мы отвечать за своё здоровье 1
Я в школе и дома 6 часов
«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим» 1

«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»

1

Кукольный спектакль

«Спеши делать добро»

1
Что такое дружба? Как дружить в школе? 1
Мода и школьные будни 1
Делу время , потехе час. 1
Чтоб забыть про докторов 4 часа
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься 1

День здоровья

«За здоровый образ жизни»С.

1

Кукольный спектакль

Преображенский «Огородники»

1
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности 1
Я и моё ближайшее окружение 4 часа
Размышление о жизненном опыте 1
Вредные привычки и их профилактика 1
Школа и моё настроение 1
В мире интересного. 1
«Вот и стали мы на год взрослей» 4 часа
Я и опасность. 1
Игра «Мой горизонт» 1

Гордо реет флаг здоровья

1

«Умеете ли вы вести здоровый образ жизни»

1
Итого: 34


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  5. Ерхова Н.В., Щербакова Л.Н., Постникова ЕА. Береги здоровье смолоду. Предметно-наглядный комплекс. — М.: Планетариум. 2010.
  6. 6.Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профи­лактика употребления ПАВ. Электронное наглядное посо­бие. — М.: Планетариум. 2010.
  7. 7.Климович В.Ю., Ерхова Н.В. Детство без алкоголя. Комбинативное пособие. — М.: Планетариум. 2010.
  8. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
  9. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
  10. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
  11. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
  12. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
  13. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
  14. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
  15. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
  16. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  17. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
  18. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
  19. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
  20. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения Программы

Первый год обучения

   Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

1.         Как часто в течение дня Вы питаетесь?

а)         Три раза в день.

б)         Два раза.

в)         Один раз.

2.         Всегда ли Вы завтракаете?

а)         Всегда.

б)         Не всегда.

в)         Никогда.

3.         Из чего состоит Ваш завтрак?

а)         Каша и чай.

б)         Мясное блюдо и чай.

в)         Чай.

4.         Часто ли Вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом
ужином?

а)         Никогда.

б)         Один-два раза в день.

в)         Три раза и более.

5.         Как часто Вы едите овощи, фрукты, салаты?

а)         Три раза в день.

б)         Один-два раза в день.

в)         Два-три раза в неделю.

6.         Как часто Вы едите жареную пищу?

а)         Один раз в неделю.

б)         Три-четыре раза в неделю.

в)         Каждый день.

7.         Как часто Вы едите выпечку?

а)         Один раз в неделю.

б)         Три-четыре раза в неделю.

в)         Каждый день.          

8.         Что Вы намазываете на хлеб?

а)         Маргарин.

б)         Масло с маргарином.

в)         Только масло.

9.         Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?

а)         Три-четыре раза.

б)         Один-два раза.

в)         Один раз и реже.

10.        Как часто Вы едите хлебобулочные изделия?

а)         Менее трёх раз в неделю.

б)         От 3 до 6 раз в неделю.

в)         За каждой едой.

11.        Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?

а)         Одну-две.

б)         От трёх до пяти.

в)         Шесть и более.

12.        Прежде чем приступить к употреблению в пищу мясного блюда, с
мяса нужно:

а)         убрать весь жир;

б)         убрать часть жира;

в)         оставить весь жир.

Ключ: а - 2 балла, 6-1 балл, в - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Если Вы набрали:

0-13 баллов - будьте внимательны, есть опасность для здоровья;

14 -17 баллов - надо улучшить питание;

18 - 24 балла - отличный режим и качество питания


Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения Программы

Второй год обучения

Диагностическая рработа «Что мы знаем о здоровье»

1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?

а) инфекция

б) эпидемия

в) аллергия

2. Как не передаются кишечных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с грязными руками

3. Что вредит здоровью?

а) игры на свежем воздухе

б) малоподвижный образ жизни

в) плавание, катание на лыжах

4.Что не вредит здоровью?

а) курение

б) закаливание

в) спиртное

5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с водой

6. Какое заболевание не относится к инфекционным?

а) грипп

б) дизентерия

в) ветрянка

7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?

а) никотин

б) алкоголь

в) наркотики

8. Что не поможет организму стать сильнее?

а) занятие спортом

б) закаливание

в) вкусная пища

9. Какое питание нельзя назвать здоровым?

а) регулярное

б) без спешки

в) однообразное

Интерпретация (1 бал -1 правильный ответ)

8-9 баллов- ты хорошо осведомлён о здоровье

5-6 баллов – тебе надо задуматься о здоровье

Меньше 5 – твоё здоровье в опасности .


Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения Программы

Третий год обучения

   Тест «Ваше здоровье»

1.         Как известно, нормальный режим питания - это плотный завтрак,
обед из трёх блюд и скромный ужин. А какой режим питания у Вас?

а)         Именно такой, к тому же Вы едите много овощей и фруктов.

б)         Иногда бывает, что Вы обходитесь без завтрака или обеда.

в)         Вы вообще не придерживаетесь никакого режима.

2.         Курите ли Вы?

а)         Нет.

б)         Да, но лишь 1 -2 сигареты в день.

в)         Курите по целой пачке в день.

3.Употребляете в пищу:

а)         много масла, яиц, сливок;

б)         мало фруктов и овощей;

в)         много сахара, пирожных, варенья

4.Пьёте ли Вы кофе?
а)         Очень редко.

б)         Пьёте, но не больше 1 -2 чашек в день.

в)         Вы не можете обойтись без кофе, пьёте его очень много.

5.Регулярно ли Вы делаете зарядку?

а)         Да, для Вас это необходимо.

б)         Хотели бы делать, но не всегда удаётся себя заставить.

в)         Нет, не делаете.

6.Вам доставляет удовольствие ходить в школу?

а)         Да, Вы идёте обычно с удовольствием.

б)         Школа Вас в общем-то устраивает.

в)         Вы идёте без особой охоты.

7.Принимаете ли Вы постоянно какие-то лекарства?

а)         Нет.

б)         Только при острой необходимости.

в)         Да, принимаете каждый день.

8.Страдаете ли Вы от какого-то хронического заболевания?

а)         Нет.

б)         Затрудняетесь ответить.

в)         Да.

9.Используете ли Вы хотя бы один выходной для физической ра­боты, туризма, занятия спортом?

а)         Да, а иногда и оба дня.

б)         Да, но только когда есть возможность.

в)         Нет, заниматься предпочитаете домашним хозяйством.

10.Как Вы предпочитаете проводить свои каникулы?

а)         Активно занимаясь спортом.

б)         В приятной весёлой компании.

в)         Для Вас это - проблема.

11.Есть ли что-то, что постоянно раздражает Вас в школе или дома?

а)         Нет.

б)         Да, но Вы стараетесь избежать этого.

в) Да.

12. Есть ли у Вас чувство юмора?

а)         Ваши близкие и друзья говорят, что есть.

б)         Вы цените людей, у которых оно есть, и Вам приятно их обще­ство.

в)         Нет.

Ключ:за каждый ответ «а» Вы получаете 4 очка, за «б» - 2 очка, за «в» - 0 очков.

От 38 до 56 очков. У Вас есть шансы дожить до 100 лет. Вы сле­дите за своим здоровьем больше, чем за чем-то другим, у Вас хоро­шее самочувствие. Если Вы и дальше будете вести здоровый образ жизни, то сохраните энергичность до глубокой старости. Будьте только внимательны при переходе улиц!

Но подумайте, не слишком ли много сил Вы тратите на то, чтобы поддерживать себя в форме? Не лишаете ли Вы себя при этом некото­рых маленьких удовольствий? Не пренебрегайте ими, без них жизнь может показаться Вам слишком пресной. А радость - это тоже здоро­вье!

От 19 до 37 очков. Чашечка кофе - не обязательный атрибут для приятной беседы. У Вас не только хорошее здоровье, но часто и хоро­шее настроение. Вы, вероятно, общительны, часто встречаетесь с друзьями. Вы не отказываетесь и от удовольствий, которые делают Вашу жизнь разнообразной.

Но подумайте, не будут ли некоторые Ваши привычки с годами иметь последствия для Вашего здоровья? Пересмотрите Ваш образ жизни, подумайте, достаточно ли Вы занимаетесь спортом, не слиш­ком ли Вы увлекаетесь спиртным и сигаретами. И согласитесь: при­ятельские отношения можно поддерживать не только дома, в компа­нии, но и на теннисном корте, стадионе, в походе.

От 0 до 18 очков. Ваше здоровье зависит, прежде всего, от Вас. Но Вы слишком легкомысленно к нему относитесь. Вероятно, Вы уже жалуетесь на своё здоровье, или эти жалобы, увы, не заставят себя долго ждать. Не слишком надейтесь на лекарства. Если Вы по­ка не бегаете по врачам, то это «заслуга» только Вашего здорового организма, что не может продолжаться до бесконечности. Откажи­тесь, пока не поздно, от сигарет и спиртного, упорядочите режим питания.

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения Программы

Четвёртый год обучения

Анкета «Умеете ли Вы вести здоровый образ жизни?»

1. Если утром надо вставать пораньше, Вы:

а)заводите будильник;

б)доверяете внутреннему голосу;

в)полагаетесь на случай.

2.Проснувшись утром, Вы:

а)сразу встаёте;

б)встаёте не спеша, затем - гимнастика;

в)ещё немного нежитесь под одеялом.

3.Ваш завтрак:

а)кофе или чай с бутербродом;

б)мясное блюдо и чай;

в)завтракаете не дома, а на работе.

4.Какой вариант рабочего распорядка Вы бы предпочли?

а)Приход в школу в одно и тоже время.

б)В диапазоне плюс-минус 30 минут.

в)Гибкий график.

5.Вы бы предпочли за обед:

а)успеть поесть в столовой;

б)поесть не торопясь;

в)поесть не торопясь и немного отдохнуть.

6.Курение:

а)некурящий;

б)менее 5 сигарет в день или периодически курите;

в)курите регулярно;

г)курите очень много;

д)10 сигарет в день (за каждые 10 сигарет в день сверх этого добавляйте по 5 очков).

7.Как Вы разрешаете конфликтные ситуации?

а)Долгими дискуссиями.

б)Уходите от споров.

в)Ясно излагаете свою позицию и уходите от спора.

8.Надолго ли Вы задерживаетесь после учёбы?

а)Не больше чем на 20 минут.

б)До часа.

в)Больше часа.

9.Чему Вы обычно посвящаете свободное время?

а)Общественной работе.

б)Хобби.

в)Домашним делам.

10.Что означают для Вас встречи с друзьями?

а)Возможность отвлечься от забот.

б)Потеря времени.

в)Неизбежное зло.

11.Как Вы ложитесь спать?
а) Всегда в одно время.

б)По настроению.

в)По окончании всех дел.

12. Употребляете в пищу:

а)много масла, яиц, сливок;

б)мало фруктов и овощей;

в)много сахара, пирожных, варенья

13.Какое место занимает спорт в Вашей жизни?

а)Роль болельщика.

Б)Делаете зарядку.

в)Достаточно рабочей и физической нагрузки.

14.За последние 14 дней Вы хотя бы раз:

а)танцевали;

б)занимались спортом;

в)прошли пешком порядка 4 км.

15.Как Вы проводите летние каникулы?

а)Пассивно отдыхаете.

б)Физически трудитесь.

в)Гуляете и занимаетесь спортом.

16.Ваше честолюбие проявляется в том, что Вы:

а)любой ценой стремитесь достичь своего;

б)надеетесь, что Ваше усердие принесёт свои плоды;

в)намекаете окружающим на Вашу истинную цену.

Ключ

№ вопроса Вариант ответа
а 6 в
1 30 20 0
2 10 30 0
3 20 30 0
4 0 10 20
5 0 10 20
6 30 10 0
7 0 10 30
8 30 20 0
9 10 10 30
10 30 0 0
11 30 30 0
12 20 30 0
13 0 30 0
14 30 30 30
15 0 20 30
16 0 30 20

Используя таблицу, подсчитайте сумму баллов.

Если Вы набрали:

менее 160-280 баллов – необходимо пересмотреть свои взгляды на здоровье;

290 – 390 баллов - близки по здоровью к идеалу, но есть ещё резервы;

более 400 баллов - Вы очень хорошо организованы по режиму труда и отдыха.