РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Умная бумага»

(общеинтеллектуальное направление)

для детей младшего школьного возраста (6,5 –11 лет)

Срок реализации: 4 года

Составитель:Куцева Светлана Николаевна

 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умная бумага» (далее – Программа) реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована обучающимся 1-4 классов.

Ведущая идея данной Программы — создание комфортной среды для развития творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель данной Программы:

содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству, создать оптимальные условия для самовыражения, самоопределения ребенка, усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, развитие сотрудничества детей при создании сложных композиций, вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность.

Задачи Программы:

-        формировать умение использовать различные технические приемы при работе с

-        бумагой;

-        отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

-        формировать знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании

-        объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;

-        учить ориентироваться в технике чтения элементарных схем и чертежей;

-        развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

-        формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием

-        художественного образа;

-        развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

-        развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе;

-        развивать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

-        заложить основы культуры труда;

-        привить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;

-        формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,

-        терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

-        создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Актуальность Программы

В настоящее время искусство работы с бумагой и картоном не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещѐ и тем, что данный материал даѐт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребѐнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времѐн, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Практическая значимость Программы

Дети, которым приходится много работать своими руками, получают ускоренное интеллектуальное развитие, они более умелые, сообразительные, развитые, чем их сверстники. Начальное техническое моделирование занимает в этой системе особое место. Чем раньше ребѐнок погружается в процесс творчества, тем большую пользу приносят занятия.

Начальное техническое моделирование – один из видов конструкторско-технологической деятельности учащихся, точнее его начальный этап, предполагающий создание макетов и моделей по готовым чертежам, рисункам, шаблонам. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях техническим творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задач, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).

Начальное техническое моделирование не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия, как и игровая или соревновательная деятельность могут проводиться в учебных кабинетах. Программа имеет творческо-практическую направленность. Являясь наиболее доступными для детей младшего школьного возраста, начальное техническое моделирование обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
  • Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
  • Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умная бумага»

Программа состоит из четырѐх блоков.

В информационный блок включены циклы «Введение» и «Материал - бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, предоставить детям информационные сведения об истории происхождения бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Необходимо объяснить детям, что при работе с таким доступным материалом, как бумага, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается пространственное воображение – умение читать чертежи и представлять по ним изделия в объѐме. Также к этому блоку относятся рассказы об истории происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История развития оригами», «Азбука квиллинга», «Как летают самолѐты», «Традиции празднования Нового года» и др.).

Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги: «Конструирование»; «Аппликация», «Квиллинг», «Оригами», «Модульное оригами», «Техническое моделирование». К этому блоку относится изучениеприѐмов работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание и склеивание), а также средств и способов соединения различных деталей между собой.

Организационно-воспитательный блок представлен в программе двумя циклами «Праздники и подготовка к ним», «Игры и соревнования». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздников и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления.

Проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества.

В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность-эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребѐнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

По данной Программе могут заниматься как дети различных групп коррекции, так и одаренные дети. Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества.

Блоки Циклы Количество часов
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Информационный блок Введение 1 1 1 1
Материал-бумага. Инструменты 1 1 1 3
Технологический блок Конструирование 4 2 5 6
Аппликация 10 4 0 0
Квиллинг 0 0 5 8
Оригами 10 10 10 8
Техническое моделирование 7 8 4 0
Проверочно-результативный блок Творческие самостоятельные работы, кроссворды, викторины 0 4 4 4
Организационно- воспитательный блок Праздники, выставки и подготовка к ним. 0 4 4 4
Итого 33 34 34 34

Цикл «Введение».

Известно, что изготовлением моделей из бумаги люди начали заниматься тысячи лет назад. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние египтяне делали миниатюрные модели пирамид. Постепенно люди заметили, что на уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко опробовать технические решения, пригодные и для больших конструкций. Поэтому, чтобы сконструировать какой-либо технический объект, необходимо сначала изготовить модель этого объекта.

Уменьшенные копии кораблей, машин, военной и бытовой техники традиционно

служат отличными игрушками. Начальное техническое моделирование - один из видов технического творчества – помогает проводить досуг с пользой для себя и окружающих, развивать фантазию и техническое мышление, овладевать трудовыми и творческими навыками. Необходимо рассказать учащимся о разнообразных техниках в изготовлении моделей различных объектов, о назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и др.). Для примера показать модели или фотографии различных моделей кораблей, самолѐтов, автомобилей (из бумаги и других материалов). Большой интерес у детей вызывают фото - или видео-материалы соревнований моделистов-школьников. Развитию мотивации к занятию начальным техническим моделированием послужит рассказ о том, с развития каких навыков должен начинать юный моделист, чтобы достичь хороших результатов (умению создавать модели для участия в выставках и соревнованиях).

Цель: создать устойчивую мотивацию к занятию начальным техническим моделированием, познакомить с историей развития моделирования и современным моделированием.

Содержание: история и современное развитие техники; современное моделирование и технологии постройки моделей;

Форма занятий:

-        беседа о технике, еѐ истории и современном развитии;

-        рассказ об истории моделирования;

-        рассказ о современном моделировании и технологиях постройки моделей с использованием фотографий;

-        конкурс отгадывания загадок по теме «Техника».

 

Цикл «Инструменты и материалы, техника безопасности»

Здоровье — один из главных параметров жизни. Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса. Для детей младшего школьного возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что взрослые (родители, учителя) придерживаются режима труда и отдыха, занимаются спортом, искусством, то дети копируют их поведение, хотя ещѐ не совсем осознанно. Поэтому, с помощью разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и добиваться их выполнения.

Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными инструментами и материалами для работы с бумагой.

Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

Формы занятий:

-        демонстрация инструментов, необходимых для занятий, описание их назначения и правил ТБ при пользовании ими;

-        рассказ о санитарно-гигиенических нормах и правилах поведения на занятиях по НТМ.

 

Цикл «Материал — бумага»

Бумага - самый доступный и дешевый материал. Ее можно сгибать, рвать, мять...

Бумага оживает в руках. Бумага легко обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения основам

моделирования. В связи с особенностями процесса изготовления бумаги и характеристиками сырья, из которого она производится, бумага обладает специфическими физическими свойствами, которые необходимо учитывать в процессе изготовления поделок. Одной из разновидностей бумаги является картон. Он более прочен, чем обычная

писчая бумага, лучше держит форму. Изделие из картона получается более надѐжным, но обработка картона является более физически сложной (особенно для первоклассников).

Цель: практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с видами картона и способами его обработки. Показать его многофункциональность.

Содержание: свойства бумаги и картона. История возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном. Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и оформление ее в творческой форме. Сходства и различия между различными видами картона. Способы обработки картона.

Формы занятий: беседа, рассказ об истории происхождения бумаги, ее фактуре и

свойствах, практическая работа по исследованию механических свойств бумаги и

картона.

 

Цикл «Квиллинг» - только для 3-4 года обучения.

Бумагокручение или квиллинг развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев рук. Развивает пространственное воображение, а также художественный вкус, активизирует воображение и фантазию.

История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Техника вырезания полосок для квиллинга. Основные правила работы. Основные формы: «капля»,«треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник».

 

Цикл «Конструирование» (из геометрических фигур, из объѐмных деталей и по

собственному замыслу). Конструирование расширяет кругозор ребенка, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни. Дети определяют, как расположить фигуры (высоко, низко, в центре, слева, справа). Зная геометрическую формы предметов, их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в окружающих предметах.

Цель: закрепить названия геометрических фигур, научить сравнивать, правильно комбинировать фигуры, классифицируя их по форме, размеру, цвету.

Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги, вырезания геометрических фигур из простого листа бумаги и по трафарету.

Формы занятий: практическая работа, беседа, игра и др.

 

Цикл «Аппликация»

В переводе с латинского языка аппликация означает «прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей с помощью клея. Аппликацией можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку, создать панно, орнамент или картину.Для учащихся первых классов более сложные виды аппликации (полуобъѐмная и др.), можно только демонстрировать на примерах.

Цель: познакомить с разными видами аппликации, научить построению многопредметных композиций.

Содержание: рациональные способы работы с материалом. Технические приемы, изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ образцов.

Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъемная).

Формы занятий: беседа, практическая работа - создание творческих работ на основе демонстрационного материала, практическая работа-игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация), аппликация на схематические рисунки (аппликационное раскрашивание), выставка детских работ.

 

Цикл «Оригами»

Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги и создание различных декоративных фигурок. Точный перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист в забавную фигурку.

Цель: Формировать интерес к искусству оригами. Развивать пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность.

Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами. Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.

Формы занятий: практическая работа, рассказ, демонстрация иллюстраций, образцов, беседа, выставка работ, игры, соревнования, упражнения на разминку пальцев.

Задания:

Цикл «Модульное оригами» - только для 3- 4 года обучения.

Понятие модулей. Изготовление их. Базовая форма «Треугольник». Многообразие

изделий: стилизованный цветок, лисѐнок, собачка, яхта и пароход.

 

Цикл «Техническое моделирование»

Техническое моделирование включает в себя создание бумажных или картонных моделей самолѐтов, кораблей, автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания, мебель и др.).

Цель: научить выполнять объемные модели и полуплоскостные композиции на основе свойств бумаги и картона с использованием других материалов.

Содержание: развитие интереса к техническому моделированию, правильное

использование инструментов при обработке картона.

Формы занятий: беседа с демонстрацией, игры, выставка детских работ, практическая работа, соревнования.

 

Цикл «Творческие работы»

Коллективные творческие работы являются, своего рода, отчетами о достигнутых результатах ив то же время происходит сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются соавторами творческих работ.С помощью этого цикла можно корректировать работу всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и скорректировать свою работу в дальнейшем.

Цель: научить детей работать в коллективе, адаптироваться в различных жизненных ситуациях социума, воспитать чувство такта, умение слушать, уважать мнения других, развивать художественный вкус и творческую фантазию, развивать речь ребенка.

Содержание: понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ.

Формы занятий: практическая работа, игра.

 

Цикл «Праздники и подготовка к ним», «Выставки»

Тематические праздники сопровождают образовательный процесс в течение всего года. Дети ждут радостных событий, которые стимулируют их познавательный творческий интерес к деятельности. На ребенка оказывают влияние не только праздники, но и подготовка к ним. Это оформление помещения, разработка сценариев, распределение ролей, репетиции, и наконец, сам праздник. Происходит торжественное вручение сувениров и подарков с красивой надписью друзьям и родителям. В этом случае каждое изделие учащийся делает так, чтобы оно понравилось именно тому, для кого предназначено. Участие в выставках стимулирует желание заниматься творчеством и выполнять модель более аккуратно, а также дает возможность сравнить стиль своего творчества с другими.

Цель: сформировать эстетические чувства, повысить самооценку ребенка, воспитать доброжелательное отношение к окружающим.

Содержание: традиции праздников. Как дарить подарки.

Формы занятий: проведение праздников, посещение выставок творчества.


 

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Умная бумага» рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках общеинтеллектуального направления, всего 135 часов. Из них – 33 часа в (первый год обучения) 1 классе и по 34 часа – (второй – четвёртый года обучения) во 2-4 классах.

 

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Первый год обучения (33 часа)

Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов обучающихся в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, знакомство с историей развития технического моделирования, изготовление простейших изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности (1 час)

История развития технического моделирования. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; инструктаж по правилам техники безопасности.

 

Материал-бумага. Инструменты (1 час)

Как зародилась бумага: историческая справка о бумаге. Сколько у бумаги родственников. Виды бумаги, ее свойства и применение. Волшебны свойства бумаги. Инструменты и материалы: Технологии работы с бумагой. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения.

Конструирование (из геометрических фигур) (4 часа)

Простейшие геометрические фигуры: треугольник, овал, квадрат, прямоугольник, ром, круг. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Конструирование простых предметов(фигур) из геометрических форм. Конструирование по заданию (домик, лодка, автомобиль, грузовик, ракета и др.). Выполнение работ по самостоятельному конструированию. Конкурс творческих работ (внутри группы).

 

Аппликация (10 часов)

Знакомство с различными видами аппликации. Работа по трафарету, способы скрепления деталей. Виды симметричного вырезания.

Работа в технике мозаики. Благоприятные цветовые сочетания. Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно. Выполнение самостоятельной работы в технике мозаики.

Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. (Изделие «Фрукты», «Чудо-дерево»). Выполнение самостоятельной работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги.

Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). Игра «Подумай и наклей» (логическая аппликация).

 

Оригами (10 часов)

Знакомство с оригами. Знакомство с понятием «базовые формы».Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.

Квадрат – основная форма оригами. Базовая форма «Треугольник» (Изделие «Пароход»).

Оригами с элементами аппликации (Композиция «На морских просторах».)

Базовая форма «Воздушный змей». Курочка и петушок. Сказочные птицы. (Композиция «Домашние птицы на лужайке»).

Базовая форма «Двойной треугольник» (Изделия «Рыбка и бабочка», «Головастик и жук», «Лилия».)

Базовая форма «Двойной квадрат». (Изделия «Жаба», «Яхта», композиция «Островок в пруду»).

Базовая форма «Конверт». (Изделия «Пароход и подводная лодка», композиция «В море».)

 

Техническое моделирование (7 часов)

Работа по шаблонам. Обработка мягкого картона. Техника работы с ножницами, циркулем. Способы сгибов. Художественное оформление простых изделий. Техническое конструирование и моделирование.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Умная бумага»

Первый год обучения

№ п/п Тема раздела Количество часов
Введение: правила техники безопасности. 1
Материал – бумага. Инструменты. 1
Конструирование(из геометрических фигур) 4
Аппликация 10
Оригами 10
Техническое моделирование 7
Итого 33 часа

 


 

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Второй год обучения (34 часа)

Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.

Введение: правила техники безопасности (1 час)

История развития технического моделирования. Начальное техническое моделирование: задачи и возможности. Инструктаж по правилам техники безопасности.

 

Материал-бумага. Инструменты (1 час)

Инструменты и материалы: Технологии работы с бумагой. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения.

Конструирование (из бумажных полос) (2 часа)

Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий.

 

Аппликация ( 4 часа)

Работа по трафарету, способы скрепления деталей.

Многослойная аппликация. Последовательность выполнение работы. Выполнение самостоятельной работы.

Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). Пазлы (логическая аппликация).

 

Оригами (10 часов)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Оригами простое и из цветной бумаги. Оригами с элементами аппликации. Самостоятельные творческие работы в технике оригами.

Базовая форма «Треугольник», изделия: «Домик с крыльцом, домик с трубой», «Домик с верандами», « Деревья и травы».

Базовая форма «Двойной квадрат», изделия «Золотая рыбка», «Краб», композиция «Аквариум».

            Базовая форма «Конверт». Изделия : «Рыбка-бабочка», «Водоросли и камешки». Оформление аквариума.

Базовая форма «Рыба». Изделия: «Царевна-Лебедь», «Пингвин». Композиция «Пингвины на льду».

Базовая форма «Дверь». Изделия: «Мышь и поросёнок», «Бурёнка». Композиция «В деревне».

 

Техническое моделирование (8 часов)

Работа по шаблонам. Обработка мягкого картона. Техника работы с ножницами, циркулем. Способы сгибов. Художественное оформление простых изделий. Техническое конструирование и моделирование. Модели-развѐртки: автомобиль, самолет, лодка-плоскодонка, дом и др.

 

Самостоятельные творческие работы (4 часа)

Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Изготовление коллективных работ.

 

Праздники, выставки и подготовка к ним (4 часа)

Традиции праздников. Как дарить подарки. Изготовление подарков и сувениров, выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам («Осенний бал», Новый год, 8 марта), посещение выставок.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Умная бумага»

Второй год обучения

№ п/п Тема раздела Количество часов
Введение: правила техники безопасности. 1
Материал – бумага. Инструменты. 1
Конструирование (из бумажных полос) 2
Аппликация 4
Оригами 10
Техническое моделирование 8
Самостоятельные творческие работы 4
Праздники, выставки и подготовка к ним 4
Итого 34 часа

 


 

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Третий год обучения (34 часа)

На третий год обучения, обучающиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии бумаги, её видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

Введение: правила техники безопасности (1 час)

История и современное развитие техники. Разнообразные техники в изготовлении моделей различных объектов. Назначение моделей. Инструктаж по правилам техники безопасности.

 

Материал-бумага. Инструменты (1 час)

Инструменты и материалы. Практическое знакомство со свойствами бумаги. Создание коллекции бумаги и оформление её в творческой форме.

 

Конструирование (бумагопластика) (5 часов)

Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы. Способы закручивания прямоугольника в цилиндр. Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). Самостоятельно на основе конусов и цилиндров создание разных конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. Изделия: «Зонт», «Грибы», «Мышь».

 

Квиллинг (5 часов)

История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Техника вырезания полосок для квилинга. Основные правила работы. Основные формы: «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Изготовление цветов в технике квиллинга. Коллективная работа. Композиция из основных форм.

Оригами (Модульное оригами) (10 часов)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Понятие модулей, их изготовление.

Базовая форма «Треугольник», многообразие изделий.

 

Техническое моделирование ( 4 часа)

Техническое конструирование и моделирование. Объёмные модели по готовым чертежам, архитектурные сооружения, транспорт.

 

Самостоятельные творческие работы (4 часа)

Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Изготовление коллективных работ.

 

Праздники, выставки и подготовка к ним (4 часа)

Традиции праздников. Как дарить подарки. Изготовление подарков и сувениров, выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам («Осенний бал», Новый год, 8 марта), посещение выставок.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Умная бумага»

Третий год обучения

№ п/п Тема раздела Количество часов
Введение: правила техники безопасности. 1
Материал – бумага. Инструменты. 1
Конструирование(бумагопластика) 5
Квиллинг 5
Оригами (Модульное оригами) 10
Техническое моделирование 4
Самостоятельные творческие работы 4
Праздники, выставки и подготовка к ним 4
Итого 34 часа

Основное содержание курса внеурочной деятельности

Четвёртый год обучения (34 часа)

Четвертый год обучения по Программе направлен на обучение младших школьников проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.

Введение: правила техники безопасности (1 час)

Чему будем учиться на занятиях. Работа над проектом. Инструктаж по правилам техники безопасности.

Материал-бумага. Инструменты (3 часа)

Знакомство с новым видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета.

 

Конструирование (бумагопластика, смешанные базовые формы в бумажном конструировании) (6 часов)

Знакомство с технологией работы с креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. Цветы: роза, тюльпан, мак.

Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.

Завивка, закругления. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение обучающихся. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа. Изделия: «Эльф», «Фея», «Ангел».

 

Квиллинг (8 часов)

Изготовление животных в технике. Знакомство с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. Коллективная работа. Композиция.

Оригами (Модульное оригами) (8 часов)

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Базовая форма «Треугольный модуль». Работа с модулями. Изделья: «Снеговик», «Ёлочка», «Ананас», «Вишенка», «Пасхальное яйцо», «Клубничка».

 

Самостоятельные творческие работы (4 часа)

Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Изготовление коллективных работ.

 

Праздники, выставки и подготовка к ним (4 часа)

Традиции праздников. Как дарить подарки. Изготовление подарков и сувениров, выставочных работ, практическое оформление интерьера к праздникам («Осенний бал», Новый год, 8 марта), посещение выставок.

 

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности
«Умная бумага»

Четвёртый год обучения

№ п/п Тема раздела Количество часов
Введение: правила техники безопасности. 1
Материал – бумага. Инструменты. 3
Конструирование(бумагопластика) 6
Квиллинг 8
Оригами (Модульное оригами) 8
Самостоятельные творческие работы 4

Праздники, выставки и подготовка к ним

4
Итого 34 часа


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Освоение обучающимися Программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

 

В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

-        учебно – познавательный интерес к творческой деятельности;

-        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-        навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

-        ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

-        способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-        заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:

-        трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

-        устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

-        осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-        возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

-        эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

 

-        выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

-        учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-        осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

-        - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-        навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

-        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-        самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-        моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами прикладного творчества.

-        осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-        отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.

В сфере познавательных   универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

-        владеть элементарными сведениями о бумаге;

-        рационально использовать бумагу;

-        знать названия инструментов и правила пользования ими;

-        владеть необходимыми графическими знаниями и умениями;

-        самостоятельно разбираться в графических схемах;

-        владеть способами работы по шаблонам;

-        знать правила санитарии и гигиены, владеть приёмами безопасной работы с материалами и инструментами;

-        участвовать в коллективных творческих работах;

-        Самостоятельно изготавливать модели и игрушки по собственному замыслу.

 

Младшие школьники получат возможность научиться:

-        создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

-        развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

-        приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

-        понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

-        первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

-        сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

-        формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

-        учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-        адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий по Программе у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения Программы

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения младших школьников  проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умная бумага»

Первый год обучения

1 класс, 33 часа (1 час в неделю – 33 учебные недели)

Дата проведения занятий Тема занятия Количество часов
Введение: правила техники безопасности (1 час)
1 Инструктаж по ТБ. История развития технического моделирования. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях. 1
Материал-бумага. Инструменты ( 1час)
2 Как зародилась бумага. Волшебные свойства бумаги. Технологии работы с бумагой. 1
Конструирование из геометрических фигур (4 часа)
3 Простейшие геометрические фигуры. Способы складывания геометрических фигур из листа бумаги. Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. 1
4 Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. Конструирование простых фигур (предметов) из геометрических форм. 1
5 Конструирование по заданию: домик, лодка, автомобиль. 1
6 Выполнение работ по самостоятельному конструированию.
Аппликация (10 часов)
7 Работа по трафарету, способы крепления деталей. Симметричное вырезание «»Волшебные бабочки». 1
8 Работа в технике мозаики. Последовательность выполнения работы в составлении мозаичного панно. 1
9 Выполнение самостоятельной работы в технике «Мозаика». 1
10 Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Фрукты». 1
11 Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. «Чудо-дерево» 1
12 Выполнение самостоятельной работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. 1
13 Многоцветная аппликация (простая, сюжетная, декоративная). Аппликационное раскрашивание с использованием геометрических фигур «Яхта в море». 1
14 Выполнение простой многоцветной аппликации по заданию. «Весёлая гусеница», 1
15 Выполнение полуобъёмной многоцветной аппликации по заданию «Осень в лесу», «Осенний урожай». 1
16 Логическая аппликация. Игра «Подумай и наклей». 1
Оригами (10 часов)
17 Знакомство с оригами. Инструкционные карты. Базовые формы. 1
18 Базовая форма «Треугольник», изделие «Пароход». 1
19 Оригами с элементами аппликации. Композиция «На морских просторах» 1
20 Базовая форма «Воздушный змей», изделия «Курочка и петушок», «Сказочные птицы». 1
21 Оригами с элементами аппликации. Композиция «Домашние птицы на лужайке» 1
22 Базовая форма «Двойной треугольник». Изделия «Рыбка», «Бабочка», 1
23 Базовая форма «Двойной треугольник». Изделия «Головастик и жук», «Лилия». 1
24 Базовая форма «Двойной квадрат», изделие «Жаба». Композиция с элементами аппликации «Островок в пруду». 1
25 Базовая форма «Конверт», изделия «Пароход», «Подводная лодка». 1
26 Оригами с элементами аппликации. Композиция «Морской флот» 1
Техническое моделирование ( 7 часов)
27 Работа по шаблонам. Обработка мягкого картона. Техника работы с ножницами и циркулем. Способы сгибов. 1
28 Техническое конструирование модели «Легковой автомобиль». 1
29 Техническое конструирование модели «Парусник». 1
30 Техническое конструирование модели «Самолёт». 1
31 Техническое конструирование модели « Мебель для куклы». 1
32 Техническое конструирование модели «Мебель для куклы». 1
33 Художественное оформление простых изделий. 1


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умная бумага»

Второй год обучения

2 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

Дата проведения занятий Тема занятия Количество часов
Введение: правила техники безопасности (1 час)
1 Инструктаж по ТБ. История развития технического моделирования. Знакомство с основными направлениями работы на занятиях. 1
Материал-бумага. Инструменты (1 час)
2 Разнообразие техник работы с бумагой. 1
Конструирование из бумажных полос (2 часа)
3 Знакомство с технологией создания изделий из бумажных полос. Анализ готовых изделий. «Разноцветная цепочка» 1
4 «Ромашка», «Коврик». 1
Аппликация (4 часа)
5 Многоцветная декоративная аппликация «Открытка для мамы» 1
6 Многоцветная декоративная аппликация «Открытка для папы»
7 Многослойная аппликация. Последовательность выполнения работы. 1
8 Логическая аппликация « Пазлы» 1
Оригами (10 часов)
9 Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приёмов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. 1
10 Базовая форма «Треугольник», изделия: «домик с крыльцом, с трубой», «Деревья и травы». 1
11 Базовая форма « Двойной квадрат», изделия «Золотая рыбка», «Краб». 1
12 Композиция с элементами аппликации «Аквариум». 1
13 Базовая форма «Конверт». Изделия: «Рыбка-бабочка», «Водоросли и камешки». 1
14 Оформление композиции «Аквариум». 1
15 Базовая форма «Рыбка». Изделия: «Царевна-лягушка», «Пингвин»ю 1
16 Композиция «Пингвины на льду». 1
17 Базовая форма «Дверь». Изделия «Мышь и поросёнок», «бурёнка». 1
18 Композиция « В деревне». 1
Техническое моделирование (8 часов)
19 Беседа о работе конструктора и конструкторского бюро. Способы изготовления разверток геометрических тел. 1
20-21 Работа по шаблонам. Модель-развёртка «Дом» 2
22 Работа по шаблонам. Модель-развёртка: «Автомобиль». 1
23 Работа по шаблонам. Модель-развёртка «Лодка-плоскодонка» 1
24 Работа по шаблонам. Модель-развёртка «Самолёт». 1
25 Работа по шаблонам. Модель-развёртка «Военная техника» 1
26 Подготовка моделей к выставкам. 1
Самостоятельнее работы (4 часа)
27 Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. Выбор темы работ. Изготовление коллективных работ. 1
28 «Дорожное движение». 1
29 «Усадьба». 1
30 Презентация коллективной работы. 1
Праздники, выставки и подготовка к ним (4 часа)
31 Беседа «Традиции праздников». Упаковка подарков. 1
32

Готовимся к новому году.

Беседа «Откуда появилась снежинка?» Технология изготовления из бумаги плоскостной и объемной снежинки.

1
33 Оформление классного кабинета к новому году. 1
34 Оформление школьной выставки ко Дню открытых дверей. 1

 


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умная бумага»

Третий год обучения

3 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

Дата проведения занятий Тема занятия Количество часов
Введение: правила техники безопасности (1 час)
1 История и современное развитие техники. Инструктаж по ТБ. 1
Материал-бумага. Инструменты (1 час)
2 Создание коллекции бумаги и оформление её в творческой форме. 1
Конструирование (бумагопластика) (5 часов)
3

Основы конструирования из бумаги. Знакомство детей с техникой бумажной скульптуры.

Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы. Способы закручивания прямоугольника в цилиндр.

1
4 Возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий). 1
5 Освоение способов для создания конкретной игрушки (получение конусов, цилиндров). 1
6 Создание конструкций. Изделия: «Зонт», «Грибы», «Мышь».
7 Создание конструкций, изменяя основные способы, комбинируя их, дополняя полученную основу самостоятельно изготовленными разными деталями. 1
Квиллинг (5 часов)
8

История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Техника вырезания полосок для квилинга. Основные правила работы.

1
9 Основные формы: «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». 1
10 Изготовление цветов в технике квиллинга. 1
11-12 Коллективная работа. Композиция из основных форм. 2
Модульное оригами (10 часов)
13 Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Понятие модулей, их изготовление. 1
14 Базовая форма «Треугольник», многообразие изделий. Изготовление модулей. 1
15 Базовая форма «Треугольник», «Апельсин» 1
16-17 Базовая форма «Треугольник», «Ваза» 2
18-19 Базовая форма «Треугольник», «Лебедь» 2
20-21 Базовая форма «Треугольник», «Мухомор» 2
22 Базовая форма «Треугольник», «Лисичка» 1
Техническое моделирование ( 4 часа )
23-24 Техническое конструирование и моделирование. Создание объёмных моделей по готовым чертежам. Архитектурные сооружения. 2
25-26 Создание объёмных моделей по готовым чертежам. Транспорт. 2
Самостоятельнее работы (4 часа)
27 Понятие «коллективная творческая работа». Правила работы коллективом. 1
28-29 Коллективная творческая работа «Городские кварталы». 2
30 Презентация коллективной работы. 1
Праздники, выставки и подготовка к ним (4 часа)
31 Беседа «Традиции праздников». Изготовление сувениров. 1
32 Готовимся к новому году. 1
33 Оформление классного кабинета к новому году. 1
34 Оформление школьной выставки ко Дню открытых дверей. 1


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умная бумага»

Четвёртый год обучения

4 класс, 34 часа (1 час в неделю – 34 учебные недели)

Тема занятия Количество часов
Введение: правила техники безопасности (1 час)
1 1 Чему будем учиться на занятиях. Работа над проектом. Инструктаж по правилам техники безопасности. 1
Материал-бумага. Инструменты (3 часа)
2 1 Знакомство с новым видом вырезания - силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Композиционное построение сюжета. 1
3 2 Силуэтное вырезание, «Колокольчик». 1
4 3 Силуэтное вырезание, «Ангел». 1
Конструирование, смешанные базовые формы в бумажном конструировании
(6 часов)
5 1 Знакомство с технологией работы с креповой бумагой. Технология изготовления цветов из креповой бумаги. «Мак» 1
6 2 Технология изготовления цветов из креповой бумаги, «Тюльпан».
7 3 Технология изготовления цветов из креповой бумаги, «Роза». 1
8 4 Завивка, закругления. Использование приема завивки, закруглении с целью получения заданного образа. 1
9-10 5-6 Изделия: «Эльф», «Ангел», «Фея». 2
Квиллинг (8 часов)
11 1 Создание фигурок животных и птиц данным приёмом. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. 1
12 2 Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок из гофрированного картона в технике квиллинга. «Пчёлка» 1
13-14 3-3 Создание фигурок из гофрированного картона в технике квиллинга. «Тигрёнок» 2
15-16 5-6 Создание фигурок из гофрированного картона в технике квиллинга. «Снеговики». 2
17-18 7-8 Коллективная работа. Композиция на свободную тему. Презентация работы. 2
Модульное оригами (8 часов)
19 1 Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Базовая форма «Треугольный модуль». Работа с модулями. 1
20-21 2-3 Треугольный модуль, «Снеговик», «Ёлочка». 2
22-23 4-5 Треугольный модуль, «Ананас». 2
24-25 6-7 Треугольный модуль, «Вишенка», «Клубничка». 2
26 8 Треугольный модуль «Пасхальное яйцо». 1
Самостоятельнее работы (4 часа)
27-29 1-3 Выбор темы работ. Изготовление коллективных работ. 3
30 4 Презентация коллективной работы. 1
Праздники, выставки и подготовка к ним (4 часа)
31 1 Беседа «Традиции праздников». Подарок для мамы. 1
32 2 Готовимся к новому году. Оформление классного кабинета к новому году. 1
33-34 3-4 Оформление школьной выставки ко Дню открытых дверей. 2


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Для педагога:

  1. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН- Лига Пресс», 2010.
  5. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова – СПб.: «Паритет», 2010. – 240с.
  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения).
  7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2012.

Материальное обеспечение:

  1. Цветная бумага
  2. Белая бумага
  3. Креповая бумага
  4. Цветной картон
  5. Гофрированный картон
  6. Клей ПВА
  7. Ножницы

Мультимедийное обеспечение:

-     компьютер

-     проектор

-     множительная техника

-     интернет