link0 link1 link2 link3 link4 link5 link6 link7 link8 link9 link10 link11 link12 link13 link14 link15 link16 link17 link18 link19 link20 link21 link22 link23 link24 link25 link26 link27 link28 link29 link30 link31 link32 link33 link34 link35 link36 link37 link38 link39 link40 link41 link42 link43 link44 link45 link46 link47 link48 link49 link50 link51 link52 link53 link54 link55 link56 link57 link58 link59 link60 link61 link62 link63 link64 link65 link66 link67 link68 link69 link70

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ

   Урок — это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.

     Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.

     Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, уникальность данной школы, центра образования, гимназии.

           

                       

1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-новатора) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель: оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации — работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией центра образования.

Аспектный анализ урока ( с точки зрения содержания образования и методики).

  • Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
  • Постановка целей урока и степень их достижения.
  • Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
  • Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
  • Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
  • Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
  • Обоснованное использование современных педагогических технологий.
  • Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.

2. Контрольно-обобщающее посещение уроков — это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель: оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. В центре внимания администрации – работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой, которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.

5 класс.

     Тема классно-обобщающего контроля: « Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».

     Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в средней школе.

10 класс.

     Тема классно-обобщающего контроля: « Своеобразие познавательного процесса в старших классах».

     Цели:

  • Оценить уровень мотивации и степень готовности выпускников основной школы к обучению в 10-м классе.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и конкретном классе (например, организация дифференцированного обучения, элективные курсы; система подготовки к экзаменам и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учащихся и родителей для успешного обучения в старшей школе, сдачи экзаменов и выбору профессиональной деятельности.

Классы с мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.

Тема классно-обобщающего контроля: « Содержание и образования и методика преподавания в классах с повышенной мотивацией учащихся к обучению и гимназических классах».

Цели:

  • Оценить общий уровень сформированности ключевых компетенций и специальных умений и навыков у учащихся контролируемых классов.
  • Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса с данным контингентом учащихся (например, активизация приёмов КСО, использование интерактивных методов обучения и т.д.).
  • Подготовить рекомендации для учителей-предметников по организации работы в контролируемых классах.

Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.

  • Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
  • Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
  • Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
  • Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
  • Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
  • Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
  • Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
  • Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
  • Результаты обучения.

3. Тематическое посещение уроков — это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель: выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации — избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.

Виды анализа урока

Анализ урока — это оценка по различным критериям степени эффективности урока.

 

1) Комплексный (полный) — многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще — серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.

2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.

3) Оценочный (краткий) — это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного ( «+») и отрицательного ( «-» ) в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).

4) Структурный (поэтапный) — выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).

5) Аспектный (целевой) — рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.

В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,

* структурно-временной (как распределено время по этапам урока);

* психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);

* дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);

* с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);

* с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;

* поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);

* сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);

* с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе — рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);

* системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.

Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.

Система анализа урока (обычно — несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.

Структурный самоанализ урока

Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.

Схема структурного самоанализа урока.

Класс

Тема урока

Тип урока, его структура (этапы)

1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо   успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).

3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.

4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.

5. Главный этап урока, его характеристика.

6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).

7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).

9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).

10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.

Системный анализ урока

Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.

Схема системного анализа урока

1. Анализ целей урока:

  • какие цели урока поставлены учителем;
  • в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
  • поставлены ли цели перед учащимися;
  • в какой степени достигнуты поставленные цели.

2. Анализ структуры и организации урока:

  • какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
  • являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
  • целесообразно ли распределено время на уроке;
  • рационально ли выбраны формы обучения.

3. Анализ содержания урока:

  • соответствует ли содержание урока требованиям программы;
  • насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
  • каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
  • как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

4. Анализ методики проведения урока:

  • какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
  • соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
  • эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.

5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:

  • общая оценка работы класса;
  • внимание и прилежание;
  • интерес к предмету;
  • активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
  • включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
  • формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.

6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:

  • есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
  • учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
  • создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
  • каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.

7. Анализ педагогического общения на уроке:

  • какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
  • какова морально-психологическая атмосфера в классе;
  • какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.

Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.

Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения

1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока.

2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля, формулируются цели и формы отчётности.

3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.

4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.

Представление выводов по результатам посещения уроков

Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.

Элементы итогового оценочного суждения:

  • оценка самоанализа, сделанного учителем;
  • общее впечатление о работе педагога и класса;
  • элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
  • недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
  • рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
  • оценка общего уровня проведения урока.

«Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей,         задач изучения темы.

«Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.

«Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.

«Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.

«Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.

Использованная литература.

  1. Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. — Волгоград, 2007.
  2. Ромадина Л.П. Справочник завуча. — М., 2001
  3. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. — М., 2003