АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ УРОКОВ
Урок — это основная дидактическая единица, важнейший элемент учебно-воспитательного процесса. Хороший урок имеет «своё лицо», которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя и личностным своеобразием учеников. Но кроме творческой неповторимости, мастерства, в уроке должна быть видна и просто грамотность учителя: знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока; умение планировать, проводить и анализировать урок. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, профессиональные навыки.
Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оценивается в основном во время посещения учебных занятий. Выводы, сделанные на основе посещения урока, позволяют судить о его эффективности. По результатам посещения серии уроков можно составить мнение о системе работы учителя и об особенностях учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом.
Педагогическая наука и практика выработала целый ряд подходов к анализу уроков в результате их посещения, к интерпретации полученных выводов. Множественность таких подходов, базирующаяся на разнообразии учебно-воспитательного процесса в современной российской школе, позволяет каждому образовательному учреждению выработать собственные принципы и приёмы анализа уроков, которые отражают особенность, уникальность данной школы, центра образования, гимназии.
1. Ознакомительное посещение уроков - это знакомство с системой работы учителя (молодого специалиста, нового сотрудника, педагога-новатора) через посещение серии уроков. Осуществляется в отведенный заранее срок, например, в течение изучения отдельной темы в одном классе (посещаются все уроки) или календарного месяца (посещается большинство уроков). Основная цель: оценка оптимальности избранной структуры урока и сочетания методов и приёмов обучения для достижения педагогического результата. В центре внимания администрации — работа учителя, её результативность и системность. Выводы представляются при обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного и аспектного (с точки зрения содержания и методики урока) анализа, а также по итогам посещения серии уроков (в конце установленного срока) на собеседовании учителя с администрацией центра образования.
Аспектный анализ урока ( с точки зрения содержания образования и методики).
- Соответствие содержания урока требованиям государственных программ и базовых образовательных стандартов.
- Постановка целей урока и степень их достижения.
- Структура урока, её обоснованность и соответствие целям и содержанию урока.
- Научность, достоверность и доступность для учащихся изучаемого материала.
- Обоснованность и разнообразие использованных методов, приёмов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, целям урока и возможностям класса.
- Реализация развивающих и воспитательных возможностей урока.
- Обоснованное использование современных педагогических технологий.
- Культура общения учителя с учащимися, создание комфортного психологического климата в детском коллективе.
2. Контрольно-обобщающее посещение уроков — это традиционный для каждого образовательного учреждения классно-обобщающий контроль. Основная цель: оценка состояния учебно-воспитательной работы в конкретном классе по разным предметам за определённый (короткий) период времени по специальным критериям. В центре внимания администрации – работа учащихся на отдельном уроке и ряде уроков, а также психолого-педагогическая система образовательного учреждения в целом. Организуется в отдельном классе или параллели в соответствии с определённой темой, которая определяет цели наблюдения за учебно-воспитательным процессом, особенности анализа уроков в рамках классно-обобщающего контроля и выводов по его итогам. Осуществляется через посещение всех уроков в данном классе (параллели) в течение одного учебного дня (учебной недели). Выводы представляются на обсуждении с учителем каждого урока в виде оценочного анализа и собеседования, а также на тематическом совещании педагогов по итогам классно-обобщающего контроля.
5 класс.
Тема классно-обобщающего контроля: « Преемственность учебно-воспитательного процесса в начальной и основной школе».
Цели:
- Оценить общий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций выпускников начальной школы; степень их готовности к обучению в 5 классе.
- Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и в конкретном классе (например, единство требований; использование возможностей школьного компонента; активизация определённых видов деятельности и т.д.).
- Подготовить рекомендации для учителей-предметников, классных руководителей и родителей учащихся для успешной адаптации пятиклассников в средней школе.
10 класс.
Тема классно-обобщающего контроля: « Своеобразие познавательного процесса в старших классах».
Цели:
- Оценить уровень мотивации и степень готовности выпускников основной школы к обучению в 10-м классе.
- Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса в данной параллели и конкретном классе (например, организация дифференцированного обучения, элективные курсы; система подготовки к экзаменам и т.д.).
- Подготовить рекомендации для учащихся и родителей для успешного обучения в старшей школе, сдачи экзаменов и выбору профессиональной деятельности.
Классы с мотивированными к учебно-познавательной деятельности учащимися.
Тема классно-обобщающего контроля: « Содержание и образования и методика преподавания в классах с повышенной мотивацией учащихся к обучению и гимназических классах».
Цели:
- Оценить общий уровень сформированности ключевых компетенций и специальных умений и навыков у учащихся контролируемых классов.
- Определить основные психолого-педагогические особенности организации учебного процесса с данным контингентом учащихся (например, активизация приёмов КСО, использование интерактивных методов обучения и т.д.).
- Подготовить рекомендации для учителей-предметников по организации работы в контролируемых классах.
Общие критерии анализа урока (и учебно-воспитательного процесса в целом) в рамках классно-обобщающего контроля.
- Объём получаемой на уроке (уроках) информации, её доступность, достаточность.
- Суммарный объём домашних заданий, степень и качество их выполнения.
- Единство требований к учащимся, степень их выполнения.
- Активность, интенсивность работы учащихся на уроке, в течение дня, на различных уроках (в сравнении).
- Разнообразие используемых методов, форм, приёмов и технологий обучения.
- Степень сформированности общеучебных и специальных умений и навыков, ключевых компетенций.
- Уровень мотивации школьников к процессу познания, интерес к учёбе, отдельному предмету и виду деятельности.
- Особенности общения участников педагогического процесса (Учитель-Учащиеся; Учащиеся-Учащиеся), психологическая атмосфера в классе.
- Результаты обучения.
3. Тематическое посещение уроков — это изучение отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Систематическое посещение уроков осуществляется регулярно, в течение учебного года или ряда учебных лет. Оно связано, прежде всего, с реализацией общей методической темы, над которой работает центр образования. Основная цель: выявление элементов педагогического мастерства (профессионального творчества, инноваций), заслуживающих изучения и внедрения в педагогическую практику, а также трудностей и проблем, в решении которых требуется административная помощь. Кроме того, в ходе ознакомительного, контрольно-обобщающего или систематического посещения уроков могут быть выявлены болевые точки и успехи образовательного процесса, которые способны стать импульсом для организации локальных посещений уроков. Они ставят пред собой частные цели. (Например, выявить уровень сформированности речевых компетенций и результативность работы по развитию речи школьников; изучить, какие виды опроса используются на уроках; оценить, как организуется на уроках творческая деятельность учащихся; исследовать, каким образом применяются на уроках элементы ИКТ; оценить систему подготовки к экзаменам учащихся выпускных классов.) В центре внимания администрации — избранный аспект учебно-воспитательного процесса. Выводы представляются на обсуждении каждого урока с учителем в виде самоанализа педагога, проводившего урок, и развёрнутого анализа урока представителем администрации; через административные характеристики и рекомендации по распространению педагогического опыта; на тематических педагогических советах и семинарах.
Виды анализа урока
Анализ урока — это оценка по различным критериям степени эффективности урока.
1) Комплексный (полный) — многоаспектный анализ реализации задач урока (чаще — серии уроков), содержания и видов учебной деятельности школьников; реализации дидактических принципов; адекватности выбора методов и технологий обучения; уровня усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности; результативности урока. Используется при экспертизе педагогической деятельности.
2) Системный (единый) рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования ЗУН учащихся и ключевых компетенций. Позволяет оценивать эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры. Часто базируется на рассмотрении не только одного урока, а системы учебных занятий. Используется обычно для оценки новаторской деятельности и при аттестации педагогических кадров.
3) Оценочный (краткий) — это общая оценка урока, успешности реализации его образовательных, воспитательных и развивающих задач. Обычно используется как отзыв коллег о посещенном (открытом) уроке, включает указание положительного ( «+») и отрицательного ( «-» ) в методике урока, а также предполагает выявление ценного опыта («возьму на заметку!»).
4) Структурный (поэтапный) — выявление главных элементов (этапов) урока, оценка их целесообразности для решения поставленных задач и для общего развития школьников. Это наиболее популярный в отечественной школе вид анализа урока. Он используется и как развернутый самоанализ урока учителем, и как основной внешний анализ (при проведении ВШК, открытых уроков, аттестации педагогических кадров).
5) Аспектный (целевой) — рассмотрение и оценка под определенным углом зрения (с конкретной целью) какой-либо стороны урока; например, использование развивающих методов обучения; формирование общеучебных навыков; проверка и оценка знаний на уроке и т.д. Используется обычно для выявления мастерства учителя в применении технологий обучения при целевом наблюдении за учебным процессом (ВШК, реализация методической темы школы), при проведении обучающих семинаров и др.
В педагогической литературе предлагаются и иные виды анализа урока, в частности,
* структурно-временной (как распределено время по этапам урока);
* психологический (как обеспечивается развитие учащихся в процессе познавательной деятельности);
* дидактический (с точки зрения реализации принципов обучения и отбора учебного материала);
* с позиций личностно ориентированного образования (использование субъективного опыта учащихся и специфического дидактического материала; характер педагогического общения на уроке и активизации способов учебной работы и т.п.);
* с позиций здоровье сберегающих возможностей урока;
* поэлементный (включает анализ содержания, методики, развития познавательной деятельности школьников как важнейших составляющих элементов современного урока);
* сопоставительный (урок соотносится с другими уроками данного учителя с целью выявления системы в работе, динамики);
* с позиций деятельностного подхода (ключевой момент в анализе — рассмотрение характера деятельности учащихся во время урока);
* системно-интегративный (используется для характеристики уроков, построенных на основе межпредметной интеграции) и многие, многие другие.
Все они являются, по сути, аспектными или комбинируют возможности основных пяти видов анализа урока.
Система анализа урока (обычно — несколько видов анализа) нередко разрабатывается в образовательном учреждении и используется учителями и администрацией в соответствии со спецификой школы.
Структурный самоанализ урока
Популярность данного вида анализа и активное его использование в качестве схемы самоанализа урока учителем заключается в некоторой универсальности подхода к оценке урока через его структуру: позволяет оценить замысел, ход, результаты урока и его методику в системе. Данный вид самоанализа надтехнологичен, т.е. может быть применён к уроку, спроектированному на основе любой педагогической технологии. При необходимости в общую схему могут быть внесены дополнительные элементы, раскрывающие конкретные аспекты анализа урока.
Схема структурного самоанализа урока.
Класс
Тема урока
Тип урока, его структура (этапы)
1. Место урока в теме, его связь с предыдущими и последующими уроками.
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество «сильных», слабо успевающих; какие особенности учитывались при проектировании урока).
3. Учебная, развивающая, воспитательная цели урока (ТДЦ); оценка успешности их достижения.
4. Отбор содержания, форм, методов и технологических приёмов обучения в соответствии с целями и задачами урока.
5. Главный этап урока, его характеристика.
6. Рациональность распределения времени на уроке (обоснование, как все этапы урока «работали» на главный; указание на логичность «связок» между этапами урока).
7. Отбор дидактического материала, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
8. Организация контроля усвоения ЗУН (на каких этапах, в каких формах, какими методами).
9. Оценка результатов урока (удалось ли реализовать поставленные задачи, почему).
10. Психологическая атмосфера на уроке, общение учителя с учащимися, учащихся между собой.
Системный анализ урока
Данный вид анализа включает в себя ряд аспектов, позволяющих дать всестороннюю оценку урока, поэтому может использоваться как основа для исследования учебно-воспитательного процесса с различными целями.
Схема системного анализа урока
1. Анализ целей урока:
- какие цели урока поставлены учителем;
- в какой степени эти цели отражают особенности учебного материала; место данного урока в системе; уровень подготовленности класса;
- поставлены ли цели перед учащимися;
- в какой степени достигнуты поставленные цели.
2. Анализ структуры и организации урока:
- какой тип урока выбран, обоснован ли этот выбор;
- являются ли все этапы урока взаимосвязанными, логичными и продуманными;
- целесообразно ли распределено время на уроке;
- рационально ли выбраны формы обучения.
3. Анализ содержания урока:
- соответствует ли содержание урока требованиям программы;
- насколько полно, достоверно и доступно ведётся изложение материала;
- каким образом реализуется развивающая и воспитывающая направленность образовательного процесса;
- как организуется самостоятельная деятельность учащихся на уроке.
4. Анализ методики проведения урока:
- какие методы, приёмы и средства были использованы на уроке;
- соответствуют ли они содержанию учебного материала, целям урока, особенностям класса;
- эффективно ли использование наглядных пособий, дидактического материала, ТСО.
5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке:
- общая оценка работы класса;
- внимание и прилежание;
- интерес к предмету;
- активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока;
- включение учащихся в самостоятельную учебную работу;
- формирование общеучебных и специальных умений, навыков, компетенций.
6. Анализ личностно-развивающих возможностей урока:
- есть ли у учащихся на уроке возможность выбора значимой деятельности;
- учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствие их личностно-смысловой сфере;
- создаются ли на уроке ситуации, побуждающие к дискуссии, коллективному поиску, решению проблемных задач;
- каким образом ведётся воздействие на мотивационную сферу учащихся.
7. Анализ педагогического общения на уроке:
- какова культура общения учителя с учащимися, учащихся между собой;
- какова морально-психологическая атмосфера в классе;
- какова дисциплина учащихся на уроке, какими способами она поддерживается.
Анализ урока проводится с общепедагогических позиций, является надпредметным, т.е. применимым к уроку по любой учебной дисциплине. Учитывая специфику своего учебного предмета, каждое методическое объединение учителей-предметников может разработать особенную схему для анализа и самоанализа урока.
Порядок организации посещения и анализа уроков администрацией образовательного учреждения
1. Методсовет утверждает методическую тему центра образования на учебный год и определяет в связи с этим основную цель систематических посещений уроков; а также уточняет, каким аспектам системного анализа урока следует уделить особое внимание; вносит необходимые уточнения и изменения в общую схему анализа урока.
2. На совещании администрации определяются сроки и темы классно-обобщающего контроля, формулируются цели и формы отчётности.
3. Администрация в рабочем порядке принимает решение о необходимости проведения ознакомительного и локального посещения уроков, определяет сроки, цели и виды отчётности.
4. Составляется (и по мере необходимости корректируется) график посещения учебных занятий, тематических совещаний и педагогических советов, связанных с обсуждением результатов посещений уроков.
Представление выводов по результатам посещения уроков
Своеобразие выводов зависит, прежде всего, от тех целей, которые были поставлены при организации посещения и анализа урока. Однако результатом административного посещения урока (серии уроков) в обязательном порядке должно быть подведение итогов, оценочное суждение в связи увиденным уроком.
Элементы итогового оценочного суждения:
- оценка самоанализа, сделанного учителем;
- общее впечатление о работе педагога и класса;
- элементы творчества, педагогического мастерства, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других учителей;
- недостатки урока с объяснением их возможных причин и тенденций в их развитии;
- рекомендации учителю по самообразованию, самосовершенствованию и распространению педагогического опыта;
- оценка общего уровня проведения урока.
«Очень низкий»: отсутствие продуманного плана урока, непонимание учителем целей, задач изучения темы.
«Низкий»: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
«Средний»: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.
«Высокий»: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачами урока.
«Высший»: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.
Использованная литература.
- Анализ урока: типология, методики, диагностика. Авторы-составители Л.В.Голубева, Т.А.Чегодаева. — Волгоград, 2007.
- Ромадина Л.П. Справочник завуча. — М., 2001
- Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. — М., 2003