Звенит звонок, класс замер в ожидании.
Учитель — дети, все в этой паре слов.
Я говорю им: «Здравствуйте, ребята!»
И начинается урок.
На меня смотрели радостные, любопытные глаза моих учеников: 8 девочек и 16 мальчиков. Все они ждали этого дня с нетерпением, особенно гостей. И хотя они такие разные по возрасту (самому старшему 11лет), по способности усвоения нового материала (есть дети, которые требуют индивидуальной работы с ними) и степени владения русским языком ( в классе 5 двуязычных детей, говорящих на узбекском, таджикском, тувинском, кабардинском, цыганском языках), но все прекрасно понимали, что этот день значит для каждого. Моя цель — организация урока, способствующего формированию активной, самостоятельной и творческой личности школьника. Их результат деятельности — применение полученных знаний в новой, нестандартной ситуации.
Перед каждым творческим учителем, где бы и с какой категорией он не работал, возникает множество проблем, над решением которых порой приходится трудиться всю педагогическую деятельность. В своей работе мне ежедневно приходится размышлять над тремя ключевым, на мой взгляд, и, касающихся практически каждого учителя :
- как обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения,
- как сохранить здоровье ребёнка при организации учебной деятельности,
- как работать на уроке со всеми и одновременно с каждым учащимся.
Для этого, конечно, необходимо использовать личностно-ориентированный подход к обучению.
«Урок — это творимое учителем «педагогическое творение». М.Н.Скаткин
Я попыталась вместе с моими учениками продемонстрировать свое «педагогическое творение» на уроке математики.
САМОАНАЛИЗ урока математики
проведённого 9 декабря 2008 года во 2 «Б» классе ГОУ СОШ №134 Красногвардейского района им. С Дудко
Тема «Задачи в два действия».
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Этой теме отводится большое количество времени. Проведённый урок — первый в разделе «Задачи в два действия». Урок построен в соответствии с программными требованиями, соответствует календарному и тематическому планированию. Тесно связан с предыдущими уроками по темам: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток», «Задачи ( простые) », «Уравнения», опирается на них. Данная взаимосвязь прослеживается на всех этапах урока. Безусловно, данный урок является основой для последующих уроков в разделе ……..«Составные задачи».
Тип урока: комбинированный урок, классическая форма.
Цель урока: создание благоприятных условий для обучения решению задач в два действия
На уроке решалась триада задач:
- знакомство с составной задачей
- ввод понятия «составная задача»
- обеспечить усвоение решения задач в два действия
- развитие логического мышления
- психически познавательных процессов
- вычислительных навыков в пределах 100 без перехода через десяток
- приобщение к чтению
- воспитание читательского интереса.
Познавательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений.
На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
Формированиеспециальных умений:
- умения решать составные задачи,
Развитиеспециальных умений:
- умения применять свойства сложения, вычитания чисел при решении текстовых, логических задач, уравнений.
Развитиеобщеучебных умений:
Учебно-организационные умения:
- умение выделять главное и существенное при установлении связей между компонентами в ходе изучения содержания составных задач и их решения,
- умение планировать и контролировать ход своих действий при решении задач,
умение проводить аналогии в ходе решения составных задач;
Учебно –информационные умения:
- умение выделять главное и существенное при аналитико-синтетической работе с текстом задачи,
- краткая обобщенная запись полученной информации при изучении нового материала,
- умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи новых задач и решении задач с переносом знаний в новую ситуацию;
Учебно-коммуникативные умения:
- умение говорить на языке данной науки при воспроизведении формулировок свойств арифметических действий, связи между компонентами арифметических действий,
- взаимообучении при изучении нового материала и закреплении.
Развивающий аспект связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем
На уроке этот аспект был представлен следующим образом:
Развитие речи:
- развитие речи в ходе устных ответов и объяснении решений задач, уравнений;
- развитие математической речи путём введения в активный словарь таких понятий как простая, составная задача, уравнение, корень уравнения,
- коррекция речи в ходе взаимообучения
Развитие двигательной сферы
- мелкой моторики,
- двигательной сноровки,
- формирование соразмерности движений,
- развитие глазомера и аккуратности при выполнении краткой записи задачи,
развитие сенсорной сферы:
- ориентация во времени,
- восприятие устной речи
Развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления результатов самостоятельной деятельности.
Воспитывающий аспект связан с формированием системы нравственных отношений к труду, коллективу, к себе.
На уроке этот аспект был представлен:
- умением слушать другого, воспринимать чужую точку зрения,
- умением рефлексировать,
- стремлением добиваться лучших результатов,
- умением культурно общаться с одноклассниками,
- трудолюбием, желанием помочь.
Выбор методов и приёмов обучения соответствовал поставленной цели и задачам. На различных этапах урока были использованы следующие методы обучения:
словесный
наглядный
практический
игровой
проблемно-поисковый
эвристический
Материал, использованный на уроке, способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Он отбирался с учётом индивидуальных способностей учеников.
Данная форма урока позволяет создать ситуацию развития, саморазвития взаимообучения учащихся. Ученикам удалось побывать в роли обучающего и обучающегося вполне успешно. Мне удалось выявить определённые моменты, затрудняющие понимание, наметить пути устранения недочётов. Цель урока достигнута полностью. Я считаю, что на данном этапе познания технология выбрана верно, поэтому урок удался.