Звенит звонок, класс замер в ожидании.

                                                                          Учитель — дети, все в этой паре слов.

                                                                          Я говорю им: «Здравствуйте, ребята!»

                                                              И начинается урок.

На меня смотрели радостные, любопытные глаза моих учеников: 8 девочек и 16 мальчиков. Все они ждали этого дня с нетерпением, особенно гостей. И хотя они такие разные по возрасту (самому старшему 11лет), по способности усвоения нового материала (есть дети, которые требуют индивидуальной работы с ними) и степени владения русским языком ( в классе 5 двуязычных детей, говорящих на узбекском, таджикском, тувинском, кабардинском, цыганском языках), но все прекрасно понимали, что этот день значит для каждого. Моя цель — организация урока, способствующего формированию активной, самостоятельной и творческой личности школьника. Их результат деятельности — применение полученных знаний в новой, нестандартной ситуации.

Перед каждым творческим учителем, где бы и с какой категорией он не работал, возникает множество проблем, над решением которых порой приходится трудиться всю педагогическую деятельность. В своей работе мне ежедневно приходится размышлять над тремя ключевым, на мой взгляд, и, касающихся практически каждого учителя :

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в процессе обучения,
  • как сохранить здоровье ребёнка при организации учебной деятельности,
  • как работать на уроке со всеми и одновременно с каждым учащимся.

Для этого, конечно, необходимо использовать личностно-ориентированный подход к обучению.

                 «Урок — это творимое учителем «педагогическое творение». М.Н.Скаткин

Я попыталась вместе с моими учениками продемонстрировать свое «педагогическое творение» на уроке математики.

САМОАНАЛИЗ урока математики

проведённого 9 декабря 2008 года во 2 «Б» классе ГОУ СОШ №134 Красногвардейского района им. С Дудко

Тема «Задачи в два действия».

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Этой теме отводится большое количество времени. Проведённый урок — первый в разделе «Задачи в два действия». Урок построен в соответствии с программными требованиями, соответствует календарному и тематическому планированию. Тесно связан с предыдущими уроками по темам: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток», «Задачи ( простые) », «Уравнения», опирается на них. Данная взаимосвязь прослеживается на всех этапах урока. Безусловно, данный урок является основой для последующих уроков в разделе ……..«Составные задачи».

Тип урока: комбинированный урок, классическая форма.

Цель урока: создание благоприятных условий для обучения решению задач в два действия

На уроке решалась триада задач:

  • знакомство с составной задачей
  • ввод понятия «составная задача»
  • обеспечить усвоение решения задач в два действия
  • развитие логического мышления
  • психически познавательных процессов
  • вычислительных навыков в пределах 100 без перехода через десяток
  • приобщение к чтению
  • воспитание читательского интереса.

Познавательный аспект связан с формированием и развитием специальных и общеучебных умений.

На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

Формированиеспециальных умений:

  • умения решать составные задачи,

Развитиеспециальных умений:

  • умения применять свойства сложения, вычитания чисел при решении текстовых, логических задач, уравнений.

Развитиеобщеучебных умений:

Учебно-организационные умения:

  • умение выделять главное и существенное при установлении связей между компонентами в ходе изучения содержания составных задач и их решения,
  • умение планировать и контролировать ход своих действий при решении задач,

умение проводить аналогии в ходе решения составных задач;

Учебно –информационные умения:

  • умение выделять главное и существенное при аналитико-синтетической работе с текстом задачи,
  • краткая обобщенная запись полученной информации при изучении нового материала,
  • умение последовательно излагать ход решения в письменной форме при записи новых задач и решении задач с переносом знаний в новую ситуацию;

Учебно-коммуникативные умения:

  • умение говорить на языке данной науки при воспроизведении формулировок свойств арифметических действий, связи между компонентами арифметических действий,
  • взаимообучении при изучении нового материала и закреплении.

Развивающий аспект связан с развитием речи, мышления, сенсорных систем

На уроке этот аспект был представлен следующим образом:

Развитие речи:

  • развитие речи в ходе устных ответов и объяснении решений задач, уравнений;
  • развитие математической речи путём введения в активный словарь таких понятий как простая, составная задача, уравнение, корень уравнения,
  • коррекция речи в ходе взаимообучения

Развитие двигательной сферы

  • мелкой моторики,
  • двигательной сноровки,
  • формирование соразмерности движений,
  • развитие глазомера и аккуратности при выполнении краткой записи задачи,

развитие сенсорной сферы:

  • ориентация во времени,
  • восприятие устной речи

Развитие эмоциональной сферы в ходе предъявления результатов самостоятельной деятельности.

Воспитывающий аспект связан с формированием системы нравственных отношений к труду, коллективу, к себе.

На уроке этот аспект был представлен:

  • умением слушать другого, воспринимать чужую точку зрения,
  • умением рефлексировать,
  • стремлением добиваться лучших результатов,
  • умением культурно общаться с одноклассниками,
  • трудолюбием, желанием помочь.

Выбор методов и приёмов обучения соответствовал поставленной цели и задачам. На различных этапах урока были использованы следующие методы обучения:

словесный

наглядный

практический

игровой

проблемно-поисковый

эвристический

Материал, использованный на уроке, способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Он отбирался с учётом индивидуальных способностей учеников.

Данная форма урока позволяет создать ситуацию развития, саморазвития взаимообучения учащихся. Ученикам удалось побывать в роли обучающего и обучающегося вполне успешно.   Мне удалось выявить определённые моменты, затрудняющие понимание, наметить пути устранения недочётов. Цель урока достигнута полностью. Я считаю, что на данном этапе познания технология выбрана верно, поэтому урок удался.