РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
(спортивно-оздоровительное направление)
для детей младшего школьного возраста (6,5 –11 лет)
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» (далее — Программа) реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа адресована обучающимся 1-4 классов.
Цель данной Программы:
- формировать культуру здорового образа жизни обучающихся, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны,
- донести до обучающихся национальный колорит обычаев народов России с помощью игр;
- удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Задачи Программы:
- укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучение умению работать индивидуально и в группе,
- развитие природных задатков и способностей обучающихся;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Актуальность Программы состоит в решении одной из самых первоочередных задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка. Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие необходимые им качества, как сила, ловкость.
Образовательный процесс в образовательном учреждении (организации) постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Новизна Программы заключается в том, что игровые формы, связанные с физическим компонентом совмещаются со знакомством обучающихся с национальным колоритом народов России, позволяют решить целый комплекс вопросов в работе с детьми, удовлетворить их потребность в движении, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные, творческие способности. Эмоциональный подъем во время игры создаёт у детей повышенный тонус всего организма. В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры широко применяются подвижные игры и эстафеты. Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд, а это способствует более полноценному отдыху. Данные игры проводятся как на свежем воздухе, так и в спортзале.
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
- Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Содержание Программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма — это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры — это не только важное средство воспитания, значение их шире — это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В Программу вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Ценностными ориентирами содержания данной Программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
- развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
- привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках спортивно-оздоровительного направления, всего 165 часов. Из них — 33 часа (первый год обучения) в 1 классе и по 34 часа — (второй — четвёртый года обучения) во 2-4 классах.
Тематическое планирование
Разделы | Количество часов в год | |||
Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | Четвёртый год обучения | |
Русские народные игры | 8 | 11 | 11 | 19 |
Подвижные игры | 17 | 8 | 0 | 0 |
Эстафеты | 8 | 8 | 6 | 8 |
Игры народов России | 0 | 7 | 17 | 34 |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
Основное содержание курса внеурочной деятельности
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- 2.Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Разделы Программы:
№ п/п | Название раздела | Сроки усвоения программных разделов/года обучения | Цель |
- | Русские народные игры | 1-4 | Провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности обучающихся, координацию движений, силу и ловкость, воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. |
- | Подвижные игры | 1-2 | Совершенствовать координацию движений, развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе, воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. |
- | Эстафеты | 1-4 | Познакомить с правилами эстафет, развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения, воспитывать чувства коллективизма и ответственности. |
- | Игры народов России | 2-4 | Познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России, развивать силу, ловкость и физические способности, воспитывать толерантность при общении в коллективе. |
Такое распределение изучения игр позволяет педагогу следовать от простого к сложному, а обучающимся - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям.
Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении.
Для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Освоение обучающимися Программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Подвижные игры» формируются следующие УУД:
* личностные УУД
оцениватьпоступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
* метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения Программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения Программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «Портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, различные игры,
школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование — безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Д –демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К –полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек).
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Основная литература для педагога | ||
1.1 | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2 | Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.) | Д |
1.3 | Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник. Книга 1. 1 — 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. | Ф |
1.4 | Рабочая программа по физической культуре | Д |
Дополнительная литература для педагога | ||
2.1 | О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. | Д |
2.2 | Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г. | Д |
2.3 | Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника — Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г. | Д |
2.4 | Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. — М., 2002 | Д |
3 | Дополнительная литература для обучающихся | |
3.1 | Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 — 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г. | Ф |
Учебно-практическое оборудование | ||
4.1 | Бревно гимнастическое напольное | П |
4.2 | Козел гимнастический | П |
4.3 | Канат для лазанья | П |
4.4 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
4.5 | Стенка гимнастическая | П |
4.6 | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
4.7 | Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
4.8 | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
4.9 | Палка гимнастическая | К |
4.10 | Скакалка детская | К |
4.11 | Мат гимнастический | П |
4.12 | Гимнастический подкидной мостик | Д |
4.13 | Кегли | К |
4.14 | Обруч детский | Д |
4.15 | Рулетка измерительная | К |
4.16 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям | Д |
4.17 | Лыжи детские (с креплениями и палками) | П |
4.18 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
4.19 | Сетка волейбольная | Д |
4.20 | Аптечка | Д |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Первый год обучения
1 класс, 33 часа (1 час в неделю — 33 учебные недели)
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
|
Гуси-лебеди | 1 | ||
У медведя во бору | 1 | ||
Филин и пташки | 1 | ||
Палочка- выручалочка | 1 | ||
Блуждающий мяч | 1 | ||
Классики | 1 | ||
Ловишка в кругу | 1 | ||
Пчелки и ласточки | 1 | ||
К своим флажкам | 1 | ||
Кот идет | 1 | ||
Северный и южный ветер | 1 | ||
Соревнования скороходов | 1 | ||
Колдунчики | 1 | ||
Аисты | 1 | ||
Пчелы и медведи | 1 | ||
Хитрая лиса | 1 | ||
Ловишки с приседаниями | 1 | ||
Переправа с досками | 1 | ||
Туннель | 1 | ||
Собери урожай | 1 | ||
На погрузке арбузов | 1 | ||
Принеси мяч | 1 | ||
Успей перебежать | 1 | ||
С мячом | 1 | ||
Весёлые старты | 1 | ||
Совушка | 1 | ||
Мышеловка | 1 | ||
Пустое место | 1 | ||
Карусель | 1 | ||
Кто быстрее? | 1 | ||
Конники-спортсмены | 1 | ||
Лягушата и цыплята | 1 | ||
Карлики и великаны | 1 | ||
Итого | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Второй год обучения
2 класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Русская народная игра «Жмурки» | 1 | ||
Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | ||
Русская народная игра «Горелки» | 1 | ||
Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
Русская народная игра «Фанты» | 1 | ||
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | ||
Русская народная игра «Волк» | 1 | ||
Русская народная игра «Птицелов» | 1 | ||
Подвижная игра «Совушка» | 1 | ||
Подвижная игра «Мышеловка» | 1 | ||
Подвижная игра «Пустое место» | 1 | ||
Подвижная игра «Карусель» | 1 | ||
Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 | ||
Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 | ||
Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | 1 | ||
Подвижная игра «Карлики и великаны» | 1 | ||
Эстафета «Передача мяча» | 1 | ||
Эстафета «С мячом» | 1 | ||
Эстафета зверей | 1 | ||
Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | ||
Эстафета «Вызов номеров» | 1 | ||
Эстафета по кругу | 1 | ||
Эстафета с обручем | 1 | ||
Эстафета со скакалкой | 1 | ||
Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | ||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | ||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | ||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | ||
Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | ||
Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | ||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | ||
Чувашская игра «Рыбки | 1 | ||
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Третий год обучения
3 класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)
Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
Русская народная игра «Краски» | 1 | ||
Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | ||
Русская народная игра «Ляпка» | 1 | ||
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | ||
Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | ||
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | ||
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 | ||
Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 | ||
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 | ||
Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!» | 1 | ||
Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | ||
Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | ||
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | ||
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 | ||
Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 | ||
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 | ||
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | 1 | ||
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 | ||
Чувашская игра «Рыбки» | 1 | ||
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | ||
Эстафета «Вызов номеров» | 1 | ||
Эстафета по кругу | 1 | ||
Эстафета с обручем | 1 | ||
Эстафета с мячом | 1 | ||
Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | ||
Эстафета «Встречная» | 1 | ||
Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
Русская народная игра «Фанты» | 1 | ||
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | ||
Русская народная игра «Волк» | 1 | ||
Русская народная игра «Птицелов» | 1 | ||
Русская народная игра «Горелки» | 1 | ||
ИТОГО | 34 часа |
№ п/п |
Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Русская народная игра «Жмурки» | 1 | |
2 | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | |
3 | Русская народная игра «Горелки» | 1 | |
4 | Русская народная игра «Салки» | 1 | |
5 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
6 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
7 | Русская народная игра «Фанты» | 1 | |
8 | Русская народная игра «Ловушки с приседаниями» | 1 | |
9 | Русская народная игра «Волк» | 1 | |
10 | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | |
11 | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | |
12 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | |
13 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | |
14 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | |
15 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | |
16 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | |
17 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | |
18 | Чувашская игра «Рыбки | 1 | |
19 | Эстафета «Передача мяча» | 1 | |
20 | Эстафета со скакалкой | 1 | |
21 | Эстафета «С мячом» | 1 | |
22 | Эстафета зверей | 1 | |
23 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | |
24 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | |
25 | Эстафета по кругу | 1 | |
26 | Эстафета с обручем | 1 | |
27 | Русская народная игра «Салки» | 1 | |
28 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
29 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
30 | Русская народная игра «Краски» | 1 | |
31 | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | |
32 | Русская народная игра «Третий лишний» | 1 | |
33 | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | |
34 | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | |
ИТОГО | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Подвижные игры»
Четвёртый год обучения
4 класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)