link0 link1 link2 link3 link4 link5 link6 link7 link8 link9 link10 link11 link12 link13 link14 link15 link16 link17 link18 link19 link20 link21 link22 link23 link24 link25 link26 link27 link28 link29 link30 link31 link32 link33 link34 link35 link36 link37 link38 link39 link40 link41 link42 link43 link44 link45 link46 link47 link48 link49 link50 link51 link52 link53 link54 link55 link56 link57 link58 link59 link60 link61 link62 link63 link64 link65 link66 link67 link68 link69 link70

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Секреты русского языка»

(общеинтеллектуальное направление)

для детей младшего школьного возраста (9 - 11 лет)

Срок реализации: 2 год

 

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русого языка» (далее — Программа) реализует общеителлектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа адресована: обучающимся начальных классов.

Анализ педагогической практики показывает, что при отсутствии дифференцирования в комплектовании пер­вых классов в образовательном пространстве одновремен­но оказываются учащиеся с разноуровневой подготовкой к школе, что в рамках начального образования приводит к снижению учебной мотивации у школьников с высоким уровнем готовности к обучению. Первоклассники, овла­девшие ещё в предшкольный период элементарными учеб­ными навыками и навыками учения, имеющие высокий уровень развития познавательных процессов, как прави­ло, отличаются любознательностью, а отсюда и высокой степенью учебной мотивации.

Но, к сожалению, эта мотивация быстро утрачивается при усреднённом подходе к детям в условиях работы с классом. Ребёнок с первого дня ошибочно утверждается в мысли о том, что учиться в школе очень легко (на самом деле процесс познания крайне сложен и требует от челове­ка таких качеств, как самостоятельность, воля, ответ­ственность и т.д.), что ему все доступно (этому способству­ет сравнение себя с неподготовленными детьми). У ребён­ка, с одной стороны, возникает завышенная самооценка, с другой — ощущение невостребованности его знаний и умений, что приводит к торможению развития, снижению познавательного интереса, формальному отношению к учёбе и, наконец, убеждению, что учиться скучно.

Актуальность Программы

Данная Программа создана для активизации работы с обучающимися. Она призвана способствовать их опе­режающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Выбор создания Программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важ­нейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.

Концепция Программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русско­го языка повышает уровень речевого и языкового разви­тия детей, их компетентности в области «Чтение» и опос­редованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует обще­интеллектуальному развитию ребёнка.

Цели Программы— активизировать развитие детей че­рез изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обуче­нию, повысить уровень овладения русским языком.

Задачи Программы:

-                   обучить решению языковых и речевых задач повы­шенного уровня;

-                   раскрыть творческие способности детей;

-                   стимулировать интеллектуальное развитие детей;

-                   формировать эффективную речевую деятельность;

-                   формировать ключевые компетентности учащихся;

-                   корректировать речевые недочёты;


-                   формировать умение самостоятельной работы с тек­стами;

-                   формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;

-                   воспитывать патриотизм, любовь к народу через фор­мирование любви к родному языку;

-                   активизировать работу с талантливыми детьми на на­чальной ступени обучения;

-                   способствовать успешности, самореализации и само­развитию ребёнка.

Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
  • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
  • Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
  • Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;


Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс занятий «Секреты русского языка» для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для ус­пешного развития учащихся с высоким уровнем готовнос­ти к школе. Это обеспечивается посредством практик, как одной из современных здоровьесберегающих форм заня­тий где деятельностно-динамические методы преобладают над фронтально-монологичным объяснением).

Практики — это совместная работа обучающихся и учителя по накоплению опыта разнообразных практических дейст­вий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении не­достающего детского опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, игровой), что представляется сегодня особенно актуальным — в условиях снижения возраста поступления ребёнка в школу. С другой стороны, в прак­тиках происходит важнейшее изменение в детских дейст­виях — они начинают осознаваться самим ребёнком. И наконец, практики — «полигон» для апробирования найденных детьми способов действия, необходимое усло­вие их проверки и использования. По своему месту в уче­нии практики можно разделить на: а) предметные, обеспе­чивающие творческо-деятельностный компонент предме­та и б) социальные, формирующие коммуникативные компетентности и умение работать в команде. По своей преобладающей направленности практики можно разде­лить на: а) практики, направленные на объект, б) практи­ки взаимодействия (направленность на других людей), в) практики проживания (направленность на себя). Все прак­тики носят игровой характер и имеют проблемно-проект­ное содержание.

Организация деятельности младших школьников на за­нятиях основывается на известных дидактических прин­ципах: занимательность, научность, сознательность и ак­тивность, доступность, связь теории с практикой.

Работа в рамках реализации программы осуществляет­ся через проблемные, проектные, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, разноуровневые, развивающие технологии, технологию сотрудничества.

Программа для 3-4 классов реализует образно-чувст­венные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективной рече­вой деятельности, эффективной культуры речи и её богат­ство, позволяющее сделать эффективным обучение по всем предметам.

Обучающийся 3-4 класса обладает конкретно-операционны­ми структурами, позволяющими проектировать лишь конкретные, воспринимаемые им объекты. Введение твор­ческих работ в виде эссе стимулирует интеллект ребёнка не только в плане мотивационно- эмоциональной сферы, но и в плане теоретического и начально-логического мыш­ления, что крайне необходимо развивать в рамках компетентностного «образования».

В начале и по окончании реализации Программы предполагается изу­чить уровень обученности по русскому языку с помощью тестов, анкетирования, проверочных работ и изучения участия и результатов учеников в олимпиадах и конкур­сах по русскому языку и другим предметам.

В качестве основных подходов в реализации Программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.

Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры

Системный подход предполагает анализ и проектиро­вание образовательной среды в рамках реализации про­граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, соци­ально-психологических и других характеристиках.

Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой де­ятельности как основы самореализации, самосовершен­ствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются ди-алогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа вы­полнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.

Компетентностный подход преимущественно ориен­тирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требо­вания к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во Занятия с углублённым изучением русского языка мо­гут проводиться как занятия дополнительного образова­ния типа факультатива или как кружка познаватель­но-интеллектуальной направленности.

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 2 года, всего 68 часов, 3 4 классах по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа реализуется через школьный компонент или дополнитель­ное образование, возможна реализация через интегриро­ванные курсы. Подробнее содержание занятий раскрыва­ется в тематическом планировании.


Основное содержание курса внеурочной деятельности

Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)

О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка гла­зами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, мор­фология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.

Практические упражнения.

Составление (придумывание) схем (в рисунках, в гра­фических элементах), отражающих представление о рож­дении речи через работу средств языка.

Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.)

Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение пар­ных звонких и глухих согласных.

Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфави­та. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.

Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначе­ние йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначе­ния гласных и согласных на письме.

Практические упражнения.

Упражнения в отчётливом произнесении звуков в сло­вах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», иг­ры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).

Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличаю­щихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюде­ние над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмов­ка слов (строк).

Упражнения на развитие фонематического слуха. Зву­ковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отноше­нии.

Упражнения на запоминание алфавита (сочинение за-поминалок, проверим друг друга) и правильное использо­вание этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогм книг в библиотеках и пр.)

Морфемика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)

Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Одно-коренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, води­тель), от слов-синонимов.

Исторический корень слова. Этимологические экскур­сы слов (по выбору учащихся).

Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.

Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами. Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неяв­ными морфемами).

Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, от-землился.

Упражнения на выбор рациональных способов, приё­мов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (3 кл. — 8 ч., 4 кл. — 8 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим зна­чением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — при­лагательные, их действия и состояния — глаголы, их ко­личество — числительные и т.д. Роль и правописание мес­тоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), по­мощников существительного (причастий — признак по действию).

Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.

Упражнения на морфологический анализ слов (призна­ки слова как части речи).

Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).

Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения оп­ределённой мысли, чувства.

Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лек­сики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 7 ч., 4 кл. — 8 ч.)

Словосочетание и предложение (общее, различие). Сис­тематизация сведений о признаках предложения. Предло­жения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в пред­ложении.

Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.

Упражнения на «чтение» знаков препинания, достиже­ния нужной интонационной окраски.

Упражнения на расстановку знаков препинания в пред­ложениях с однородными членами (варианты членов с за­висимыми словами), составление схем как аргумента вы­бора пунктуационного решения).

Лексика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Мно­гозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

Устойчивые выражения (словосочетания), их образ­ность, точность.

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса рус­ского языка.

Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшитель­но-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (инто­нация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов.

Лингвистический эксперимент в точном выборе (угады­вании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон­текста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лекси­ки в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительны­ми нормами: акцентологическими, произношением твёр­дых и мягких согласных перед е, произношением звукосо­четаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле­видения.

Упражнения на использование рифмовок для запоми­нания нормы произнесения слова.

Упражнения на запись слов с произносительными по­метами, в «переводе» норм произношения в нормы право­писания.

Чтение и пунктирование сплошных текстов.

Выразительное чтение художественных текстов (ситу­ации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).

Инсценирование, составление и разыгрывание диа­логов (соблюдение интонационной окраски согласно рече­вой задаче).

Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоя­тельное составление и запись соблюдением орфографиче­ских и пунктуационных норм).


Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Реализация программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» содейст­вует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повы­шению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также спо­собствует:

    осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мо­тива к изучению разнообразия языковых средств;

    формированию эффективной речевой деятельности;

    формированию ключевых компетентностей через изу­чение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);

    подготовке обучающихся к теоретическому мышле­нию, необходимому в основной школе;

    получению первичных навыков исследовательской (те­оретической и проектной) деятельности;

    созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

Содержание программы внеурочной деятельности "Секреты русского языка", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

личностные результаты

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

метапредметные результаты

регулятивные универсальные учебные действия

-       принимать и сохранять учебную задачу;

-       адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-       планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

коммуникативные универсальные учебные действия

-       задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

-       предлагать помощь и сотрудничество;

-       строить понятные для партнера высказывания;

-       использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

-       слушать и понимать речь других;

-       выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

-       учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

-       учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

познавательные универсальные учебные действия

-       осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-       использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;

-       строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-       проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

-       устанавливать аналогии.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

-       анализировать и характеризовать звуки речи;

-       осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);

-       обобщать, делать несложные выводы;

-       научиться выполнять исследования;

-       научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;

-       углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;

-       научиться пользоваться словарями русского языка;

-       научиться писать сочинения-миниатюры.


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

3класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)

№ занятия Тематика Количество часов Формы, виды занятий
общее Теор. Практ.

Введение в язык

 

1 0,5 0,5  
1 Основные средства языка: слово, предложение. 1 0,5 0,5 Составление (придумывание) схем (в рисунках, в гра­фических элементах).
Фонетика. Графика 5 2 3  
2 Вводное занятие. «В гости к Алфавиту» 1 0,5 0,5 Деловая игра «Друзья русского языка»
3 Наши помощ­ники звуки, буквы и слова 1 0,5 0,5 Входное тестирова­ние.
4 К тайнам звуков и букв 1 0,5 0,5 Творческие игры и задания.
5 Встреча с «йотиком» (расширение представлений) 1 0,5 0,5 Устный журнал.
6 Конкурс знатоков. 1   1 Игра — активатор
Морфемика (словообразование) 5 2 3  
7 В глубь веков на машине времени 1 0,5 0,5 Работа с текстами, родословными.
8-9 К дедам, праде­дам и пра-, пра-, пра- 2 1 1 Составление опор­ной таблицы. Работа с текстами и инте­рактивной доской.
10 К словам-род­ственникам. 1 0,5 0,5 Работа с текстами. Упражнения, дидак­тические игры.
11 Умники и ум­ницы 1   1 Ролевая игра.
Морфология 8 2 6  
12 К несметным сокровищам Стра­ны Слов 1 0,5 0,5 Игра с «Митрофа­нушкой».
13-14 В городе Имён Существительных 2 0,5 1,5 Составление коорди­национных схем и интерактивной до­ской.
15-16 В гостях у дя­дюшки Глагола 2 0,5 1,5 Составление опорно­го конспекта. Игро­вые упражнения.
17 Прилагатель­ное к чему прилага­ется? 1 0,5 0,5 Кроссворды, игры, ребусы.
18-19 Знаешь ли ты части речи? 2   2 Защита рефератов.
Синтаксис. Пунктуация 7 1,5 3,5  
20-21 Эмоциональная и интонационная выразительность. 2 0,5 1,5 Разработка плана мини — сочинения.
22 «Казнить нель­зя помиловать» 1 0,5 0,5 Игровой разбор фраз.
23-24 Найди «меня» в тексте 2 0,5 1,5 Игра: поиск знаков препинания.
25

Поговорим?

Ли­тературная гостиная

1   1 Конкурс чтецов.
26 Турнир любите­лей русского языка 1   1 Игра «Что? Где? Ког­да?»
Лексика 5 1,5 3,5  
27 К словам разно­образным, одинако­вым и разным 1 0,5 0,5 Игра «Определи портрет слова, крос­сворд, лесенка слов.
28 В театре близне­цов 1 0,5 0,5 Упражнения, крос­сворд с синонимами и анонимами.
29 Литературная гостиная 1   1 Проба пера (эссе).
30 Эмоциональ­ные языковые сред­ства 1 0,5 0,5 Анализ троп.
31 Что? Где? Ког­да? языка 1   1 Ролевая игра.
Орфоэпия 3 0,5 2,5  

32

Ударение-моло­ток

Нормы произноше­ния. Что такое рифма?

1 0,5 0,5

Стихотворная мас­терская.

Проба пера.

33 Литературная гостиная 1   1 Стихотворные пре­зентации.
34

Олимпиада по
русскому языку

1

0,5

0,5  
Итого: 34 10 24  

 


Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

4 класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)

                                 

Тематика Количество часов Формы, виды занятий
общее Теор. Практ.

Введение в язык

1 0,5 0,5  
1 Основные средства языка: слово, предложение. 1 0,5 0,5 Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах).
Фонетика 4 1 3  
2 Вводное заня­тие. «В мире зву­ков» 1 0,5 0,5 Деловая игра «От А до Я».
3 Чей это голос? 1   1 Игровые упражне­ния. Метаграммы.
4 Хитрый звук 1 0,5 0,5 Игра «Найди звук [и] Слова-перевёртыши».
5 Играем с Л. Керроллом 1   1 Игра-соревнование.
6 Язык и речь 1 0,5 0,5 Образный рисунок.
Морфемика (словообразование) 5 2,5 2,5  
7 Экскурсия к ис­токам слова 1 0,5 0,5 Работа с текстами и интерактивной до­ской.
8-9 Собирал чело­век слова 2 1 1 Игровые упражне­ния.
10 Встреча с тиль­дой 1 0,5 0,5 Цепочки слов, уп­ражнения, дидакти­ческие игры.
11 Умники и ум­ницы 1 0,5 0,5 Ролевая игра.
Морфология 8 2 6  
12 Откуда проис­ходят наши корни? 1 0,5 1,5 Игровые упражне­ния, дидактические игры.
13 Слова знамена­тельные и служеб­ные. 1 0,5 0,5 Составление коорди­национных схем и ин­терактивной доской.
14 Где приставка, где предлог? 1   1 Упражнения, схемы строения слов, вик­торина « Что могут предлоги?»
15-16 Группы слов- по­мощников глаголов и существительных 2 1 1 Кроссворд, ребусы, шарады, игры, метаграммы.
17 Знаешь ли ты части речи? 1   1 Игра-викторина.
Пунктуация 8 1,5 6,5  
18-19 А есть ли здесь смысл? 2 0,5 1,5 Деформированный текст с вводными словами и междоме­тиями.
20-21 Литературная гостиная 2   2 Проба пера (эссе).
22

Помощь ИКТ в

изучении русского языка. Поиск ди­дактических игр в Интернете.

1 0,5 0,5  
23-24 Выразительные средства языка 2 0,5 1,5 Мини-сочинения. Творческие задания.
25 Турнир любите­лей русского языка 1   1 Школьный тур олим­пиады по русскому языку.
Лексика 4 1,5 2,5  
26 Крылатые слова. 1 0,5 0,5 Игровой разбор фраз.
27 Литературная гостиная 1 0,5 0,5 Творческое задание.
28 Почему мы так говорим? 1 0,5 0,5 Работа с текстами и интерактивной доской.
29 Брейн-ринг 1   1 Игра-активатор.
Орфоэпия 3 1,5 2,5  
30 Рифмуем вместе 1 0,5 1,5 Проба пера. Творче­ские задания.
31 Литературная гостиная. 1 0,5 0,5 Устный журнал.
32 Антология стиха 1 0,5 0,5 Конкурс чтецов.
33 Антология прозы 1   1 Защита рефератов.
34 Олимпиада по русскому языку 1   1  
Итого

34

10,5 23,5  


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). — М.: АСТ, Астрель.
  2. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литера­турного языка. — М., 1989.
  4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского язы­ка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное по­собие, 2007.
  5. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Ака­демия», 2004.
  6. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996

 

Мультимедийное обеспечение:

-        компьютер

-        проектор

-        множительная техника

-        интернет