РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
(общеинтеллектуальное направление)
для детей младшего школьного возраста (9 - 11 лет)
Срок реализации: 2 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русого языка» (далее — Программа) реализует общеителлектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа адресована: обучающимся начальных классов.
Анализ педагогической практики показывает, что при отсутствии дифференцирования в комплектовании первых классов в образовательном пространстве одновременно оказываются учащиеся с разноуровневой подготовкой к школе, что в рамках начального образования приводит к снижению учебной мотивации у школьников с высоким уровнем готовности к обучению. Первоклассники, овладевшие ещё в предшкольный период элементарными учебными навыками и навыками учения, имеющие высокий уровень развития познавательных процессов, как правило, отличаются любознательностью, а отсюда и высокой степенью учебной мотивации.
Но, к сожалению, эта мотивация быстро утрачивается при усреднённом подходе к детям в условиях работы с классом. Ребёнок с первого дня ошибочно утверждается в мысли о том, что учиться в школе очень легко (на самом деле процесс познания крайне сложен и требует от человека таких качеств, как самостоятельность, воля, ответственность и т.д.), что ему все доступно (этому способствует сравнение себя с неподготовленными детьми). У ребёнка, с одной стороны, возникает завышенная самооценка, с другой — ощущение невостребованности его знаний и умений, что приводит к торможению развития, снижению познавательного интереса, формальному отношению к учёбе и, наконец, убеждению, что учиться скучно.
Актуальность Программы
Данная Программа создана для активизации работы с обучающимися. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.
Выбор создания Программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.
Концепция Программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует общеинтеллектуальному развитию ребёнка.
Цели Программы— активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи Программы:
- обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;
- раскрыть творческие способности детей;
- стимулировать интеллектуальное развитие детей;
- формировать эффективную речевую деятельность;
- формировать ключевые компетентности учащихся;
- корректировать речевые недочёты;
- формировать умение самостоятельной работы с текстами;
- формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;
- воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
- активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
- способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
- Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс занятий «Секреты русского языка» для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся с высоким уровнем готовности к школе. Это обеспечивается посредством практик, как одной из современных здоровьесберегающих форм занятий где деятельностно-динамические методы преобладают над фронтально-монологичным объяснением).
Практики — это совместная работа обучающихся и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего детского опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, игровой), что представляется сегодня особенно актуальным — в условиях снижения возраста поступления ребёнка в школу. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в детских действиях — они начинают осознаваться самим ребёнком. И наконец, практики — «полигон» для апробирования найденных детьми способов действия, необходимое условие их проверки и использования. По своему месту в учении практики можно разделить на: а) предметные, обеспечивающие творческо-деятельностный компонент предмета и б) социальные, формирующие коммуникативные компетентности и умение работать в команде. По своей преобладающей направленности практики можно разделить на: а) практики, направленные на объект, б) практики взаимодействия (направленность на других людей), в) практики проживания (направленность на себя). Все практики носят игровой характер и имеют проблемно-проектное содержание.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на известных дидактических принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, доступность, связь теории с практикой.
Работа в рамках реализации программы осуществляется через проблемные, проектные, игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, разноуровневые, развивающие технологии, технологию сотрудничества.
Программа для 3-4 классов реализует образно-чувственные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективной речевой деятельности, эффективной культуры речи и её богатство, позволяющее сделать эффективным обучение по всем предметам.
Обучающийся 3-4 класса обладает конкретно-операционными структурами, позволяющими проектировать лишь конкретные, воспринимаемые им объекты. Введение творческих работ в виде эссе стимулирует интеллект ребёнка не только в плане мотивационно- эмоциональной сферы, но и в плане теоретического и начально-логического мышления, что крайне необходимо развивать в рамках компетентностного «образования».
В начале и по окончании реализации Программы предполагается изучить уровень обученности по русскому языку с помощью тестов, анкетирования, проверочных работ и изучения участия и результатов учеников в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и другим предметам.
В качестве основных подходов в реализации Программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры
Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации программы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются ди-алогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во Занятия с углублённым изучением русского языка могут проводиться как занятия дополнительного образования типа факультатива или как кружка познавательно-интеллектуальной направленности.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» рассчитана на 2 года, всего 68 часов, 3 – 4 классах – по 34 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа реализуется через школьный компонент или дополнительное образование, возможна реализация через интегрированные курсы. Подробнее содержание занятий раскрывается в тематическом планировании.
Основное содержание курса внеурочной деятельности
Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу средств языка.
Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.)
Фонетическая система русского языка. Звуки речи. Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звуко-буквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение за-поминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогм книг в библиотеках и пр.)
Морфемика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)
Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Одно-коренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов-синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами. Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами).
Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, от-землился.
Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология (3 кл. — 8 ч., 4 кл. — 8 ч.)
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию).
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 7 ч., 4 кл. — 8 ч.)
Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения).
Лексика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание контекста.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.
Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и телевидения.
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.
Чтение и пунктирование сплошных текстов.
Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.).
Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).
Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Реализация программы внеурочной деятельности «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
— осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
— формированию эффективной речевой деятельности;
— формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);
— подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
— получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
— созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.
Содержание программы внеурочной деятельности "Секреты русского языка", формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
личностные результаты
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
метапредметные результаты
регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
коммуникативные универсальные учебные действия
- задавать вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- анализировать и характеризовать звуки речи;
- осуществлять звуко-буквенный анализ слова (по принципу от простого к сложному);
- обобщать, делать несложные выводы;
- научиться выполнять исследования;
- научиться сочинять сказочные истории про буквы, загадки;
- углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;
- научиться пользоваться словарями русского языка;
- научиться писать сочинения-миниатюры.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
3класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)
№ занятия | Тематика | Количество часов | Формы, виды занятий | ||
общее | Теор. | Практ. | |||
Введение в язык
|
1 | 0,5 | 0,5 | ||
1 | Основные средства языка: слово, предложение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах). |
Фонетика. Графика | 5 | 2 | 3 | ||
2 | Вводное занятие. «В гости к Алфавиту» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра «Друзья русского языка» |
3 | Наши помощники звуки, буквы и слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Входное тестирование. |
4 | К тайнам звуков и букв | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческие игры и задания. |
5 | Встреча с «йотиком» (расширение представлений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный журнал. |
6 | Конкурс знатоков. | 1 | 1 | Игра — активатор | |
Морфемика (словообразование) | 5 | 2 | 3 | ||
7 | В глубь веков на машине времени | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами, родословными. |
8-9 | К дедам, прадедам и пра-, пра-, пра- | 2 | 1 | 1 | Составление опорной таблицы. Работа с текстами и интерактивной доской. |
10 | К словам-родственникам. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами. Упражнения, дидактические игры. |
11 | Умники и умницы | 1 | 1 | Ролевая игра. | |
Морфология | 8 | 2 | 6 | ||
12 | К несметным сокровищам Страны Слов | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра с «Митрофанушкой». |
13-14 | В городе Имён Существительных | 2 | 0,5 | 1,5 | Составление координационных схем и интерактивной доской. |
15-16 | В гостях у дядюшки Глагола | 2 | 0,5 | 1,5 | Составление опорного конспекта. Игровые упражнения. |
17 | Прилагательное к чему прилагается? | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворды, игры, ребусы. |
18-19 | Знаешь ли ты части речи? | 2 | 2 | Защита рефератов. | |
Синтаксис. Пунктуация | 7 | 1,5 | 3,5 | ||
20-21 | Эмоциональная и интонационная выразительность. | 2 | 0,5 | 1,5 | Разработка плана мини — сочинения. |
22 | «Казнить нельзя помиловать» | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровой разбор фраз. |
23-24 | Найди «меня» в тексте | 2 | 0,5 | 1,5 | Игра: поиск знаков препинания. |
25 |
Поговорим? Литературная гостиная |
1 | 1 | Конкурс чтецов. | |
26 | Турнир любителей русского языка | 1 | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» | |
Лексика | 5 | 1,5 | 3,5 | ||
27 | К словам разнообразным, одинаковым и разным | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Определи портрет слова, кроссворд, лесенка слов. |
28 | В театре близнецов | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения, кроссворд с синонимами и анонимами. |
29 | Литературная гостиная | 1 | 1 | Проба пера (эссе). | |
30 | Эмоциональные языковые средства | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ троп. |
31 | Что? Где? Когда? языка | 1 | 1 | Ролевая игра. | |
Орфоэпия | 3 | 0,5 | 2,5 | ||
32 |
Ударение-молоток Нормы произношения. Что такое рифма? |
1 | 0,5 | 0,5 |
Стихотворная мастерская. Проба пера. |
33 | Литературная гостиная | 1 | 1 | Стихотворные презентации. | |
34 |
Олимпиада по |
1 |
0,5 |
0,5 | |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире книг»
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
4 класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)
№ | Тематика | Количество часов | Формы, виды занятий | ||
общее | Теор. | Практ. | |||
Введение в язык |
1 | 0,5 | 0,5 | ||
1 | Основные средства языка: слово, предложение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах). |
Фонетика | 4 | 1 | 3 | ||
2 | Вводное занятие. «В мире звуков» | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра «От А до Я». |
3 | Чей это голос? | 1 | 1 | Игровые упражнения. Метаграммы. | |
4 | Хитрый звук | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Найди звук [и] Слова-перевёртыши». |
5 | Играем с Л. Керроллом | 1 | 1 | Игра-соревнование. | |
6 | Язык и речь | 1 | 0,5 | 0,5 | Образный рисунок. |
Морфемика (словообразование) | 5 | 2,5 | 2,5 | ||
7 | Экскурсия к истокам слова | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами и интерактивной доской. |
8-9 | Собирал человек слова | 2 | 1 | 1 | Игровые упражнения. |
10 | Встреча с тильдой | 1 | 0,5 | 0,5 | Цепочки слов, упражнения, дидактические игры. |
11 | Умники и умницы | 1 | 0,5 | 0,5 | Ролевая игра. |
Морфология | 8 | 2 | 6 | ||
12 | Откуда происходят наши корни? | 1 | 0,5 | 1,5 | Игровые упражнения, дидактические игры. |
13 | Слова знаменательные и служебные. | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление координационных схем и интерактивной доской. |
14 | Где приставка, где предлог? | 1 | 1 | Упражнения, схемы строения слов, викторина « Что могут предлоги?» | |
15-16 | Группы слов- помощников глаголов и существительных | 2 | 1 | 1 | Кроссворд, ребусы, шарады, игры, метаграммы. |
17 | Знаешь ли ты части речи? | 1 | 1 | Игра-викторина. | |
Пунктуация | 8 | 1,5 | 6,5 | ||
18-19 | А есть ли здесь смысл? | 2 | 0,5 | 1,5 | Деформированный текст с вводными словами и междометиями. |
20-21 | Литературная гостиная | 2 | 2 | Проба пера (эссе). | |
22 |
Помощь ИКТ в изучении русского языка. Поиск дидактических игр в Интернете. |
1 | 0,5 | 0,5 | |
23-24 | Выразительные средства языка | 2 | 0,5 | 1,5 | Мини-сочинения. Творческие задания. |
25 | Турнир любителей русского языка | 1 | 1 | Школьный тур олимпиады по русскому языку. | |
Лексика | 4 | 1,5 | 2,5 | ||
26 | Крылатые слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровой разбор фраз. |
27 | Литературная гостиная | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое задание. |
28 | Почему мы так говорим? | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами и интерактивной доской. |
29 | Брейн-ринг | 1 | 1 | Игра-активатор. | |
Орфоэпия | 3 | 1,5 | 2,5 | ||
30 | Рифмуем вместе | 1 | 0,5 | 1,5 | Проба пера. Творческие задания. |
31 | Литературная гостиная. | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный журнал. |
32 | Антология стиха | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс чтецов. |
33 | Антология прозы | 1 | 1 | Защита рефератов. | |
34 | Олимпиада по русскому языку | 1 | 1 | ||
Итого |
34 |
10,5 | 23,5 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). — М.: АСТ, Астрель.
- Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.
- Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие, 2007.
- Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.
- Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996
Мультимедийное обеспечение:
- компьютер
- проектор
- множительная техника
- интернет