РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
(общеинтеллектуальное направление)
для детей младшего школьного возраста (6,5 –9 лет)
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Куцева Светлана Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (далее — Программа) реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа адресована: обучающимся 1-2 классов
Цель Программы: обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции обучающихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Основные задачи Программы:
- развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
- развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности обучающихся;
- формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Актуальность Программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.
Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.
Практическая значимость Программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков обучающихся.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Министерством юстиции РФ 22.12.2009 г., рег. №17785, с последующими изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10", утвержденных Главным санитарным врачом РФ 29.12.2010г., зарегистрированных в Минюсте РФ 03.03.2011г. №19993;
- Письмо Минобнауки России №03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при ФГОС»;
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности обучающихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности обучающихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
В начальной школе обучающиеся должны овладеть элементами логических операций - обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения. Развивающие занятия по Программе
а) позволяют развить логическое мышление обучающихся и научить их:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова, числа;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
- определять отношение между предметами типа род—вид;
- осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
- выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
- определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
- развивать речь;
- использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.
б) специально учат ребенка восприятию:
- выделять главные признаки;
- развивать процессы анализа и обобщения;
- пользоваться речью при наблюдении и рассматривании;
- сравнивать.
в) обучают наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.
г) формируют воображение ребенка (ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность; основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления);
Занятия содержат следующие способы создания образов воображения:
- агглютинация-соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (кентавр это человек-зверь, птица Феникс это человек-птица);
- гиперболизация - увеличение или уменьшение предмета или отдельных частей (лилипуты, мальчик с пальчик);
- схематизация;
- типизация;
- акцентирование.
д) развиваютфантазию путем:
- аналогии;
- синтеза.
е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы:
- понимание цели запоминания;
- составление плана;
- опора на наглядный материал;
- повышение мотивации запоминания;
- включение в игровую и трудовую деятельность;
- использование соревнований.
ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья обучающихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы:
- игры;
- кроссворды;
- брейн-ринг;
- тесты;
- алгоритмы;
- ситуативные задачи;
- анализ конкретных ситуаций.
з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к истории родного города, его архитектуре и традициям.
и) формируют мировоззрения обучающихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий при освоении обучающимися исторического учебного материал:
- образные задания;
- логические задания;
- проблемные задания;
- экскурсии;
- составление проектных работ;
- поисковые задания.
Основные формы работы
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности младших школьников на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу обучающихся динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Продолжительность и общая характеристика составляющих занятия
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы
- Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у обучающихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.
- Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.
- Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения.
- Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут). В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1час в неделюв рамках общеинтеллектуального направления, всего 67 часов. Из них — 33 часа в (первый год обучения) 1 классе и 34 часа — (второй год обучения) во 2 классе.
Основное содержание курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание раздела | Первый год обучения | Второй год обучения | ||
Раздел 1 | Тренировка психических процессов | На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств. | Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти; развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей); совершенствование воображения. |
Развитие концентрации внимания; тренировка внимания; тренировка слуховой памяти; тренировка зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей). |
Раздел 2 | Задачи геометрического характера | Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач обучающиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур. | Построение фигур с помощью трафарета; составление и моделирование предметов; штриховка предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Танграм". | Уникурсальные кривые; составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм". |
Раздел 3 | Нестандартные задачи логического характера | Систематическое решение логически-поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления | Занимательный квадрат; ребусы; занимательные рамки; числовые головоломки ; арифметические лабиринты ; математические фокусы | Арифметический шифр; математический фокус; арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы; магические квадраты 3*3; арифметический шифр; математический фокус ; арифметические лабиринты с воротами; математические ребусы; магические квадраты 3*3; |
Раздел 4 | Игры Зака А.А. | Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме. | Игры, способствующие развитию способности действовать в уме. |
Содержание Программы первого года обучения
Предлагаемые в 1 классе (первый год обучения) задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя - поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут.
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Первый год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |
II.Выявление уровня развития познавательных процессов | 1 | 1 | |
III.Тренировка внимания | 9 | 9 | |
IV.Развитие мышления | 4 | 4 | |
V.Тренировка памяти | 9 | 9 | |
VI.Совершенствование воображения | 4 | 4 | |
VII.Развитие аналитических способностей | 4 | 4 | |
VIII.Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 1 | 32 |
Содержание Программы второго года обучения
Свойства, признаки и составные части предметов (4 часа)
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Сравнение (6 часов)
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Элементы логики (7 часов)
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Развитие речи (8 часов)
Умение конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение). Типы текстов. Знакомство со словарями.Изобразительные средства языка: Сравнение олицетворение.
Развитие аналитических способностей (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры.
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по Программе во втором классе отводится 35-40 минут.
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Второй год обучения
Тема | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
I.Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | |
II. Свойства, признаки и составные части предметов | 4 | 4 | |
III. Сравнение | 6 | 6 | |
IV. Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями | 4 | 4 | |
V. Элементы логики | 7 | 7 | |
VI. Развитие речи | 8 | 8 | |
VII. Развитие аналитических способностей |
3 |
3 | |
VIII. Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 1 | 33 |
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности
- проговаривать последовательность действий
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- учиться работать по предложенному учителем и составленному самостоятельно плану
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других
- читать и пересказывать текст
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам
- выделять существенные признаки предметов
- сравнивать между собой предметы, явления
- обобщать, делать выводы
- классифицировать явления, предметы
- определять последовательность событий
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
- выявлять функциональные отношения между понятиями
- выявлять закономерности и проводить аналогии
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
- составлять, моделировать и штриховать предметы;
- находить закономерность;
- классифицировать предметы, слова;
- определять истинность высказываний;
- делать выводы, простейшие умозаключения.
- уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
- делать выводы, простейшие умозаключения;
- решать геометрические задачи, ребусы, задачи-шутки, числовые головоломки.
Формы подведения итогов реализации Программы
Педагог должен не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно внести коррективы в процесс обучения. Для этого в конце в начале и конце каждого года обучения проводится тестирование, цель которого определить уровень сформированности мыслительных процессов. А в конце первого полугодия проводится интеллектуальная игра, для проверки умения работать в группах, заниматься поисковой и исследовательской деятельностью.
Сроки | Вид контроля | Задачи | Содержание | Формы | Критерии оценивания |
Сентябрь | Входящий | Определить уровень сформированности мыслительных процессов. | Тема: "Вводное занятие" | Тестирование | + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,- критический уровень (до 60%) |
Декабрь | Рубежный | Определить уровень усвоения программного материала | Тема: "Проверка знаний и умений" | Интеллектуальная игра | + зачет сдан, - зачет не сдан |
Май | Итоговый | Определить уровень сформированности мыслительных процессов к концу учебного года | Тема: "Итоговое занятие" | тестирование | + допустимый (61-80%) и оптимальный (81-100%) уровень усвоения,- критический уровень (до 60%) |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Первый год обучения
1 класс, 33 часа (1 час в неделю — 33 учебные недели)
№ занятия | Тема занятия |
Кол-во часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | |
Развитие концентрации внимания | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 | |
Развитие слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие концентрации внимания Развитие мышления | 1 | |
Тренировка слуховой памяти Развитие мышления | 1 | |
Тренировка зрительной памяти Развитие мышления | 1 | |
Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 |
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Второй год обучения
2 класс, 34 часа (1 час в неделю — 34 учебные недели)
№ занятия | Тема занятия |
Кол-во часов |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Входной тест | 1 | |
Выделение признаков. | 1 | |
Различие. | 1 | |
Сходство. | 1 | |
Существенные признаки. | 1 | |
Характерные признаки. | 1 | |
Упорядочивание признаков. | 1 | |
Правила сравнения. | 1 | |
Значение сравнения. | 1 | |
Тест «Сравнение». | 1 | |
Истинные и ложные высказывания. | 1 | |
Отрицание высказывания. | 1 | |
Понятие о классах. | 1 | |
Правила классификации. | 1 | |
Вопросы. | 1 | |
Алгоритм. | 1 | |
Тест «Алгоритм». | 1 | |
Речь. Техника и выразительность речи. | 1 | |
Закономерность в буквах и словах. | 1 | |
Многозначные слова. | 1 | |
Омонимы. | 1 | |
Омофоны, омоформы. | 1 | |
Синонимы. | 1 | |
Антонимы. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Изобразительные средства языка. Сравнение | 1 | |
Упорядочивание по родовидовым отношениям. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | |
Текст. Опорные слова. | 1 | |
Виды планов.. | 1 | |
Итоговый тест. | 1 | |
Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
- Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223с. — (Стандарты второго поколения).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. — 2 –е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 215 с. — (стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. — 2 — е изд. — М.: Просвещение, 2010. — 152 с. — (Стандарты второго поколения).
- Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004 г.
- Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
- Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
1 класс
Входной тест
Буквы обведи в кружок, цифры — зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
Нарисуй недостающую фигуру.
? | ||
Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
НСЕГ ДАРГ ДЬЖОД ГАУРАД
Продолжи ряд.
1 2 2 2 3 3 3 3 _________________________________…
Реши задачу.
Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. Сколько яиц снесу две курицы за три дня? _____________
1 класс
Промежуточный тест
Допиши слова, подходящие по смыслу.
Холод — зима, тепло - … .
Помидор — красный, огурец - … .
Человек — ребенок, собака - … .
Морковь — огород, яблоня - … .
Реши задачу.
Ящерица короче ужа. Уж короче удава. Кто длиннее всех?
_______________
Зачеркни «лишнее» слово:
Окунь, щука, кит, карась;
Ель, липа, сирень, береза;
Сын, друг, бабушка, папа.
Разгадай закономерность и дорисуй.
Учись рассуждать.
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
________________
Назови обобщающим словом.
Пчела, бабочка - … .
Пила, отвертка - … .
Франция, Россия - … .
Дождь, снег - … .
1 класс
Итоговый тест
Реши задачи.
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
Зачеркни «лишнее» слово:
Окно, волк, коза, бежать, берег;
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
Составь по три слова из букв каждой строки.
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
Напиши по аналогии.
Птица — крылья, рыба - … .
Трактор — гусеницы, автомобиль - … .
Завод — цех, школа - … .
Альпинист — горы, пловец - … .
2 класс
Тест «Алгоритм»
Выполни действия. Впиши результаты.
Задумай однозначное число;
Прибавь 5;
Сложи результаты действий 1 и 2 ;
Вычти 4 ;
Прибавь 10;
Вычти удвоенное задуманное число;
У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Нарисуй рамку. Выполни действия:
Отметь внутри рамки две точки;
Обозначь эти точки буквами А и В;
Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
Обозначь эту точку буквой С;
Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 — 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
_________________;
_________________;
_________________;
_________________;
_________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
Деревянный, удобный, письменный … .
Летний, солнечный, праздничный … .
Узкий, длинный, кожаный … .
Черная, рыхлая, влажная … .
Большие, сине, грустные … .
Душный, сухой, пыльный … .
Подбери близкие по значению слова.
Друг — товарищ.
Храбрый - … .
Скоро - … .
Разломать - … .
Думать - … .
Редко - … .
Сравни самолет и автобус.
Сходство | Различие | |
Самолет | Автобус |
Какой признак отличия лежит в основе деления:
Перелетных и зимующих птиц;
Хвойные и лиственные деревья.
Выдели признаки сходства.
Песок, крупа - … .
Глина, снег - … .
Книга, телевизор - … .
Чайник, утюг - … .
Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
Красногрудые снегири похожи на … .
Волосы мягкие, как … .
Голос звучал нежно, как … .
Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
Настроение ( … ) утро.
Обида ( … ) таблетка.
Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
Определи тип отношений, запиши рядом.
Телевизор — экран Воробей — утка
Брюки — одежда Горький — сладкий
Почтальон — письмо Сегодня — завтра
Гололед — перелом руки Карман — кнопка
Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид — род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое — часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина — следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
Составить самостоятельно пару понятий:
род — вид;
рядоположности;
целое — часть;
причины — следствия.
Зачеркни неверные пары.
Род — вид: звери — животные.
Противоположные: жара — засуха.
Причина — следствие: утро — вечер.
Последовательные: последний этаж — чердак.
Функциональные: медведь — берлога.
Целое — часть: озеро — глубина.
Рядоположности: река — рыба.
Напиши противоположные понятия:
свежая газета - …
свежая рубашка - …
свежий хлеб - …
Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
Спортивная обувь, кеды, обувь.
Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
Впишите слово, которое является понятием данного определения.
Мера длины, равная 100 см, - … .
Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
Дополни определение.
Час — это единица времени.
Гроза — это явление природы.
Корень — это часть растения.
Самостоятельно составь определение.
Дневник — это … .
Делитель — это … .
Береза — это … .
Справедливость — это … .
Вычеркни определения с ошибками.
Враг — это человек, который желает тебе зла.
Утюг — предмет бытовой техники для одежды.
Чай — это кипяченая вода чайнике.
Шуба — зимняя верхняя одежда из меха.
Лимон — это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
Корова — животное, которое дает молоко.
Ствол — это древесный стебель.
Объясни своими словами крылатые выражения.
Юмор — это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
Глаза — зеркало души.